Готов ли ваш ребенок к школе?
консультация (подготовительная группа)

Прохорцева Галина Вячеславовна

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи. Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты и такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.

Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2.Психологическая готовность

  •  это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  •  это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  •  это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

3. Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  •  координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

4.Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
  • Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

 

5. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

6. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

Подготовка к обучению грамоте:

  • отличать буквы и звуки, гласные от согласных;
  • находить нужный звук (букву) в начале, середине, конце слова;
  • делить на слоги слова;
  • подбирать слова на заданный звук…

Подготовка к письму:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии;
  • не отрывая карандаша от бумаги обводить рисунок по контуру;
  • копировать с образца геометрические фигуры и орнамент;
  • рисовать узоры и предметы по клеточкам и точкам;
  • восстанавливать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • продолжить штриховку;
  • писать палочки, крючки, дуги в тетради в узкую (косую) линию…

Подготовка к математике:

  • иметь четкое представление о числах, цифрах(уметь перечислять все цифры в прямом и обратном порядке от 0 до 10, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа);
  • навыки количественного счета: быстро и точно называть количество предметов, уменьшать (увеличивать) количество предметов «на один», «на два»;
  • определять какая группа предметов больше или меньше;
  • сравнивать предметы;
  • знание простых геометрических фигур..

Слуховое и зрительное восприятие:

  • ребенок должен уметь находить 10 – 12 отличий на двух похожих рисунках;
  • по образцу заполнять таблицу;
  • точно копировать простой геометрический узор;
  • описывать по памяти картинку;
  • запоминать и восстанавливать по памяти расположение предметов и символов в таблице или линейном ряду;
  • с одного раза запомнить предложение из 5 – 6 слов повторить его…

 

 

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Готов ли ребенок к школе?1.66 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли Ваш ребенок к школе"

Консультация для родителей по подготовке детей к школьному обучению. Может использоваться как папка-передвижка в уголке для родителей....

Презентация родительского урока "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Презентация для родителей о психологической, физической и педагогической готовности детей к школьному обучению....

Статья: "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Уже скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. с замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных детей в школу. Как узнать ,готовы ли они  к обу...

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Готов ли ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к первому классу?...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...