Консультация учителя-логопеда для родителей "Как заинтересовать дошкольника занятиями"
консультация (старшая группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

В консультации учитель-логопед рассказывает об особенностях построения занятий в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zainteresovat_rebenka_zaniatsya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

" Как заинтересовать дошкольника занятиями"

Среди современных родителей большой популярностью пользуются разнообразные методики раннего развития детей. Полки магазинов пестрят уникальными пособиями и дидактическими материалами, а в сети Интернет можно найти подробнейшие описания развивающих занятий с малышами.

Однако на практике родителям не так-то просто организовать систематические занятия с маленьким ребенком. Но не торопитесь выбрасывать красочные первые учебники и навсегда отказываться от идеи раннего обучения. Воспользуйтесь приведенными ниже советами и, возможно, скоро ваш малыш удивит вас своей усидчивостью.

Вот несколько рекомендаций родителям для того, чтобы заинтересовать, увлечь, замотивировать. Советы предложил Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского центра воспитания детей и клиники по работе с детьми.

  1. Поставьте перед собой и перед ребенком цель. Сделайте перечень тех занятий, к которым вы бы хотели вызвать интерес у ребенка. Предложите ему пробные занятия, чтобы вы вместе с ним могли понять, что именно может вызвать интерес у ребенка. Затем постарайтесь прояснить для себя, в чем именно суть проявленного интереса, что именно нравится в танцах, чем именно привлекают животные. В будущем дочь может стать отличным тренером, а сын дрессировщиком или ветеринаром, а может он начнет рисовать анимационные мультфильмы про животных…
  2. Установите четкие требования. Это следует сделать как можно раньше. Требования должны быть разумными и несложными. Так, малыш легче освоит, что именно вы ожидаете от него, когда он дома или гуляет.Таким образом вы активизируете ребенка, а регулярное выполнение какой-то работы дисциплинирует и не дает развиться пассивности и безучастности в жизни.
  3. Будьте примером для ребенка. Личный пример — куда более сильный способ влияния на ребенка, нежели нравоучения и нотации. Поэтому демонстрируйте ребенку то, чего хотите добиться от него. Берите его с собой максимально часто, если куда-то отправляетесь. Посещайте любимые места вместе, привлекайте ребенка к своим увлечениям, но не настаивайте. Таким образом вы покажете, от чего получаете удовольствие, откроете ему вашу модель жизни.
  4. Развивайте навыки. Знакомьте ребенка с чем-то новым, помогайте научиться новым видам деятельности.
  5. Давайте скрытые подсказки. Никогда не давите на ребенка и не заставляйте его, иначе рискуете усугубить ситуацию. Постарайтесь намекать, делать непрямые предложения чем-то заняться. Так шанс заинтересовать ребенка возрастает.
  6. Пусть в поле зрения ребенка всегда будут книги, журналы, музыкальный инструмент, готовый к игре… Это мотивирующие предметы, которые всегда должны быть под рукой. Важно разрешить ребенку самому выбирать и действовать с такими предметами.
  7. Поощряйте общение. Поддерживайте ребенка, когда он приглашает друзей. Когда ваши двери открыты для его друзей, это превращает дом в важнейшее место вашей семейной жизни, и дает возможность дольше оказывать влияние на ребенка.

Как же правильно организовать занятия?

Всегда будьте готовы и учитывайте следующее::

1. Чередуйте задания..

2. Приготовьте для занятий качественные материалы. Совсем необязательно, чтобы это были дорогостоящие покупные пособия. Имея немного фантазии и свободного времени, можно смастерить самые разнообразные развивающие игрушки и материалы для занятий – сортеры, вкладыши, пазлы, разрезные картинки, шнуровки, головоломки, лабиринты, пальчиковый театр, лото и многое другое можно сделать своими руками из бросового материала. По максимуму используйте возможности современных технических средств – просматривайте вместе с ребенком обучающие фильмы и презентации, играйте в дидактические компьютерные игры, слушайте музыкальные композиции.

3. Не пытайтесь усадить ребенка «за парту». Все занятия преподносите в игровой форме. Например, предложите ребенку подобрать подходящее угощение для разных игрушек-зверушек – мишки, кошки, собачки, или расставить машинки в подходящие по цвету гаражи.

4. Не забывайте о похвале. Ни в коем случае не критикуйте работу своего ребенка, не поторапливайте и не одергивайте его. В конце занятия обязательно похвалите малыша, не скрывая эмоций, выразите свое восхищение его усидчивостью, и предложите, например, подарить нарисованный им рисунок бабушке.

5. Заканчивайте занятие раньше, чем маленький непоседа заскучает. Внимательно наблюдайте за ребенком и будьте готовы предложить другое занятие, как только заметите первые признаки усталости.

6. Для детишек постарше, которые способны подчинять свою деятельность определенным правилам, можно попробовать такой прием. Подберите интересную картинку  и закройте ее кусочками бумаги. После выполнения каждого задания постепенно открывайте картинку, снимая один кусочек бумаги.

7. Если ребенок категорически отказывается заниматься, прибегните к маленькой хитрости. Начните выполнять задание сами, делайте это с максимально увлеченным видом, возьмите в «сообщники» куклу или зайку – через несколько минут любопытство одержит верх и малыш присоединиться к вам.

8. Немаловажным фактором является организация места для занятий. Лучше, если у ребенка будет свой стол и стул, где он сможет заниматься творчеством. Держите все необходимые для занятий материалы под рукой, в идеале, в зоне досягаемости ребенка. В любом случае, ребенок должен иметь возможность показать вам, чем ему хотелось бы позаниматься в настоящий момент.

9. Определите подходящее вашему ребенку время для занятий. Ориентируйтесь на установившийся у малыша режим дня, чередование периодов его активности. В периоды максимальной активности предлагайте малышу подвижные игры, делайте разминку, выходите на прогулку, устраивайте соревнования в ловкости. В другое время займитесь развитием логики, речи, творчеством.

10. Во время занятий необходимо поддерживать спокойную обстановку и по максимуму исключить отвлекающие факторы (выключить телефон, телевизор, убрать из поля зрения ребенка игрушки, не задействованные в занятии).

Составляйте план занятий и старайтесь заниматься систематически. В тоже время ориентируйтесь на своего ребенка, прислушивайтесь к его потребностям и возможностям, будьте гибкими – только тогда занятия обязательно принесут свои плоды и будут в радость и вам, и вашему малышу.

И помните, чтоб удавалось все на «ура» необходимо:

1. Планируйте занятия с ребенком в первой половине дня. Утром ребенку легче сконцентрироваться, чем после обеда. Помните про это, чтобы сделать занятия более продуктивными.

2. Если ребенок разрешает, давайте ему больше тактильного контакта. Помогут объятия, поцелуи, поглаживания, массаж…

3. Пусть система поощрений и наказаний будет гибкой, чтобы учитывать особенности вашего ребенка.

4. Следите за нагрузкой на ребенка. Чтобы не отбить желание познавать мир, не нагружайте ребенка ни умственно, ни физически. Пусть он получает знания постепенно и по чуть-чуть.

5. Важно, чтобы занятия были непродолжительными, или делите одно занятие на несколько частей, между которыми делайте перерывы на физкультминутки.

6. Старайтесь заинтересовать малыша, чтобы у него возникло желание внимательно заниматься. Играйте роли, чтобы заинтересовать.

7. Пересмотрите требования. Их не должно быть слишком много. И они не должны быть слишком высокими.

8. Используйте короткие и четкие инструкции.

9. Давайте возможность выбирать. Не ставьте слишком узкие рамки для малыша. Спросите, чем он хочет заняться. Всем сразу? Хорошо, только при условии: по очереди!

10. Предупреждайте ребенка о последующих событиях. Собираетесь на улицу, проговорите это заранее, чтобы малыш успел закончить игру.

Дисциплинарные методы, которые использовать категорически нельзя:

  • Выключать свет.
  • Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Например, нельзя говорить: «Как тебе не стыдноТы не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.

  • Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже у трехлеток.

Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе), а правая рука должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.

  • Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Если ребенок отвлекся, но при этом не мешает (отошел в сторону и не выполняет задание), можете попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».

Если ребенок отошел в сторону, не выполняет задание и настаивает на том, что не хочет, то можете спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть (можно сделать релаксационный период под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие»).

Как понять, какие занятия могут заинтересовать ребенка?

Прежде всего, нам поможет наблюдение за детьми. Смотрим, во что дети играют с удовольствием и интересом. Очень важно, чтобы задание, которое мы даем ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: "Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?" Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.

Разрешаем ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий интерес к занятию. Мы демонстрируем ему, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия и тому подобное, но потом мы отпускаем его руку и даем ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.

Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и, чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если ребенок еще не может словами объяснить свое желание.

Таким образом, надо быть внимательным к интересам и предпочтениям ребенка и стараться быть гибким, и тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными.

А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Всегда помните одну простую истину «Что посеешь, то и пожмешь».

Использованные источники:

  1.  https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/4153-kak-privlech-neposedu-k-zanjatijam-10-sovetov-dlja-uspeshnogo-obuchenija-malysha.html
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-privlechenija-i-uderzhanija-vnimanija-detei-na-zanjati-v-detskom-sadu.html
  3. https://ihappymama.ru/sovety-roditelyam-neposed/
  4. https://bestbabyclub.ru/attention/
  5. https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-i-vospitateley-kak-zainteresovat-rebyonka-zanyatiyami-994690.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда. Причины развития речи ребёнка дошкольника.

Почему ребенок ненаучился не научился говорить правильно!Почему язык бывает недостаточно подвижным?Что необходимо для правильного звукопроизношения....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников».

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети мног...

Консультации учителя-логопеда для родителей (законных представителей) дошкольников

Консультации учителя-логопеда для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Консультация учителя-логопеда "Комплекс кинезиологических упражнений для дошкольников"

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выяви...