Материал для папки-передвижки "Игры со звуками и буквами"
консультация (подготовительная группа)

Корабельникова Нелли

Материал рекомендован родителям для закрепления с детьми понятий "звук", "буква" и предлагает варианты игр, позволяющие закреплять буквенно-звкуовой анализ слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_igry_s_bukvami_i_zvukami.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 Идея успешного обучения грамоте в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различие звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но, если ребёнок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить грамоте его трудно.

  Шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.

  Но где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке,  на прогулке. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, которые легко тянутся: а, у, о, и, ы, э, т.е. с гласных звуков. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем она будет интереснее.  Вот самые простые игры со звуками.

 Спросите у ребёнка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: « А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»?  В каких словах есть ещё звук а?» Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдаёт фант.

  А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребёнок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку. Дайте ему за это фант.

 Игра посложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «Мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д.

  А как любит дети играть со Звукоедиком!  

 Познакомьте ребёнка с ним: « У звуков есть страшный брат – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т.д». В следующий раз Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах: «сто(л), сту(л), тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов : (г)руша, (а)брикос, яблок(о), слив(а). Или озаботьтесь тем, что в лесу, что в лесу исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трёх, а затем из четырёх-пяти звуков.

   Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте домик с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живёт слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот».  Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребёнку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребёнок зовёт: «К-к-к», - кладёт фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть ребёнок позовёт спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т, удивитесь: «Разве здесь живёт кт? Я думала, что здесь живёт ко-о-от».

  Усложняйте игру, предлагая слова из четырёх-пяти звуков. Пусть ребёнок «расселяет» в домики своих знакомых, животных, «кладёт на хранение» продукты, мебель.

  Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звука», предлагайте вписать в окошки буквы слова «кот».

  Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это ещё не значит, что он может читать. Ему предстоит ещё одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности.

  Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперёд и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесём стоящую впереди согласную – твёрдо или мягко. Ребёнок не умеет забегать глазами вперёд – он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней -  «у» или «ю». Потому в словах «лук» «люк» первые буквы ребёнок может прочитать одинаково.

 Здесь поможет игра «дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребёнку читать слоги: лу, ла, ло, лы.

 Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.

  В заключение скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушку, Мурзилка, приносящий в своём портфеле занимательный материал, весёлый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайкиным пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превращает в сказку, откроют для них разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова "Звуки и буквы"

Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова , автор пособия Н.П. Кочугова...

Материал для родителей "Учим гласные звуки и буквы"

Данный материал предназначен родителям. Он поможет родителям при закреплении знаний по обучению грамоте, а занимательные упражнения вызовут интерес у детей....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Материал "Звук и буква О"

Материал "Звук и буква О" изложен в виде презентации, предназначен для воспитателей детских садов, логопедов и родителей воспитанников....

Материал для родителей "Учим гласные звуки и буквы"

Данный материал предназначен родителям. Он поможет родителям при закреплении знаний по обучению грамоте, а занимательные упражнения вызовут интерес у детей....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Наглядный материал к занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «У»

В презентации предстален наглядный материал - картинки - к комплексному занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «У». Представлен материал на выделение звука в словах в р...