Наблюдения на прогулке в летний период для детей 3 лет
картотека (младшая группа)

Зотова Любовь Геннадьевна

Наблюдения на прогулке в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_na_progulke_v_letniy_period_dlya_detey_2.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке в летний период для детей 3 лет

Цель: формировать знания об окружающем мире; обогащать эмоциональное, речевое развитие детей; воспитывать любовь к родной природе.  

 

Наблюдения за насекомыми

Наблюдение за жуками

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.(жук)

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание на усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.

Наблюдение за муравьями

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята,

Вся жизнь их связана с трудом.   (муравьи)         

Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

Наблюдение за комарами

Комарики песенку звонкую пели.

Но всем почему-то они надоели.

Ну, дайте ещё пожужжать, хоть немножко.

Не надо так громко хлопать в ладошки!  

(Екатерина Володина)

Дети, а вас когда-нибудь комарики кусали? А какие они, эти комарики?

Взрослый предлагает детям рассказать о комариках, описать их. Важно следить за правильностью построения предложений.

Лягушки и ласточки питаются комарами. Они спасают нас с вами от комаров.

Наблюдение за божьей коровкой

— По травинке очень ловко

Несется божья коровка.

Садись на детскую ладошку,

Отдохни-ка на дорожку.

В гости на небо спешу,

Деткам хлеба накрошу.

С маслом, медом и вареньем

И хорошим настроеньем.

Посмотрите на нее - у божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, с помощью лапок. Скажите ребята, а божья коровка умеет летать? Даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки.  Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.

Наблюдение за бабочкой

— Бабочка-красавица на травинку села,

Ты летаешь, бабочка, просто так, без дела!

— Я порхаю тут и там!

Помогаю я цветам.

Увидеть бабочку можно в парках на тихих улочках, и на участке детского садика. Они живут под листьями в траве. Бабочка предпочитает жить в нешумных местах, хорошо укрытых от сильных ветров. Когда начинается дождь бабочка прячется в щелях деревьев.

 Рассмотреть бабочку на прогулке. Бабочка большая похожа на цветок, а ещё у бабочки есть туловище, и к нему крепятся крылья, и четыре лапки. Есть ещё головка она маленькая, а на ней есть усики и красиво свёрнутый хоботок. Этим хоботком бабочки пьют из цветов сладкий сок, который называется нектаром. Так как бабочки питаются нектаром, они на лапках переносят пыльцу с цветка на цветок.

Наблюдение за лягушкой

После дождика ушат

Полон шустрых лягушат

А один укрылся в кадке

Может, он играет в прятки. (Юрий Могутин)

Рассмотрите лягушку на картинке. Какая она? (Описываем лягушку.)

А где любит жить лягушка? А вот в жизни лягушка не любит, чтобы ее беспокоили. Она прячется в траве, в тенечке. Лягушка непоседливая, любопытная. Она ловит комаров и мошек. Любит плескаться в воде и погреться на солнышке.

Наблюдение за солнцем

Цель: Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.

— Солнце лучиком щекочет,

Посмешить ребяток хочет.

Погрей, пожалуйста, котят

Что на скамеечке лежат!

К ним шагает мама-кошка

И ее погрей немножко.

Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? (Оно яркое, желтое, слепит глаза). Летом люди носят солнцезащитные очки, чтобы лучше было смотреть на глаза.

Цель: Сравнить время года лето с другими временами, находить сходные и отличительные черты.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда не глянешь,

Все кругом светло. (Иван Суриков)

Солнце светит ярко, стало очень тепло. Лето отличается и тем, что цветет много цветов. Вокруг все зелено.

Наблюдение за облаками

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

Облака,

Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко.

Наблюдение за тучами

Цель: разобрать понятие «туча», раскрыть зависимость погоды от наличия туч на небе.

Видишь: облако летит;

Слышишь: с нами говорит:

«В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом

Всех порадую дождем.

Буду грядки поливать,

Буду травку умывать».

(3. Александрова)

В пасмурный день обратить внимание детей на небо. Заметить, что тучи покрывают все небо, это означает приближение дождя. Тучи темно-синие, тяжелые.

— Поднимите кверху ручки,

Там плывут по небу тучки.

Даже если высоко,

Нам достать их нелегко.

***

— Тучка-тучка, вниз спустись,

С нами в пляске покружись!

Очень сухо, дождик ждем.

Ладошкой капельки поймаем,

Вместе дружно поиграем!

Наблюдение за ветром

Цель: Повторить понятие «ветер». Раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.  (Гайда Лагздынь)

Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный, теплый? Вспомнить о ветре в разные времена года.

Наблюдение за дождем

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

***

Первый гром прогремел,

Туча пронеслась,

Чистой влагой дождя

Травка напилась.

Пронаблюдать за летним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи? Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. Листья растений мокрые, капли дождя блестят на солнце.

Наблюдение за радугой

Цель: Познакомить с природным явлением.

Прояснилось небо, засинела даль!

Дождик словно не был,

Речка, как хрусталь!

Над рекою быстрой, озарив луга,

На небе появилась – радуга!  (Елена Осипова)

Объяснить детям, что после дождя появляется радуга. Она разноцветная. Какие цвета вы видите на радуге? Обратить внимание, что радуга постепенно появляется и постепенно исчезает.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: закрепить знания о кустарниках и деревьях. Учить находить сходные и различные признаки между деревьями и кустарниками. Учить бережно относится к деревьям и кустарникам.

Спросить, чем отличается дерево от кустарника. У дерева один четкий ствол, у кустарника четкого ствола нет. Дерево выше, чем кустарник.

Наблюдение за березой

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу. Спросить, почему ее называют белоствольной.

Наблюдение за сосной и осиною

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: сосне, осине.

Хоть зима,  

Хоть весна,

Вся в зеленом она.(сосна)

Познакомить с осиной, рассмотреть ее круглые листья. Сравнить ее с сосной. Сосна выше осины. Хвоя сосен длинная, темно зеленая. Осина светолюбива и боится мороза.

Наблюдение за цветущими растениями

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

Наблюдение за ростом растений на огороде

Цель: Познакомить детей с растениями на огороде, разобрать их строение.

— А на грядке чок да чок!

Вверх проклюнулся лучок!

Стрелка лука вверх стремится,

Она сломаться не боится!

***

— А румяная редиска,

Она не высоко-не низко,

Набирает вкусный сок.

Поспевает ровно в срок!

***

— На грядке мягкая кровать,

Кабачок здесь будет спать.

Обдует теплый ветерок,

Помоет дождик гладкий бок!

***

— Здесь у нас растет петрушка,

Укропа верная подружка.

Травку эту каждый рад

Положить себе в салат.

Наблюдение за свойствами песка

Цель: Выявить свойства песка.

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить фигурки, а сухой песок очень быстро рассыпается и не держит форму. Предложить детям построить фигурки из песка и самим определить разницу между сухим и сырым песком.

Наблюдение за свойствами воды

 Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру.

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут. (Стюарт Е. К)

Обратить внимание на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана бежит холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».

данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....

Конспект прогулки в летний период для детей старшей группы «Лето»

Воспитатель:Порядок свой имеет всё на свете.Недавно мы весну встречали, дети.Была она хозяйкою на славу.Поля озеленила и дубравы.Природа словно к  празднику одета.Теперь пришло весне на...

Прогулка в яблоневый сад (наблюдение в летний период для детей младшего дошкольного возраста)

Учить детей видеть и описывать изменения в природе, познакомить с приметами лета. Формировать любознательность, развивать умение вести себя в природе....

Организация и содержание наблюдений в летний период для детей средней возрастной группы "Непоседа" и "Кроха"

Как правильно организовать наблюдения за природными явлениями в летний период, Примеры организации наблюдений с дошкольниками средней возрастной группы....

Организация и содержание наблюдений в летний период для детей средней возрастной группы "Непоседа" и "Кроха"

Примеры организации наблюдений с дошкольниками средней возрастной группы "Кроха" и "Непоседа" в летний период....

Наблюдения на прогулках в летний период

Материал был разработан с целью ознакомления детей с окружающим миром....

Картотека наблюдений на прогулке в летний период для детей 4-5 лет

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. В этот период они много времени проводят на воздухе, укрепляя и закаливая организм. Основные задачи взрослых...