Куклотерапия в работе с детьми
план-конспект занятия

Лыкова Кристина Владимировна
Статья о том как можно применить игрушки в работе с детьми в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Куклотерапия в работе с детьми 15.02 КБ

Предварительный просмотр:

В «куклотерапии» используются самые разнообразные куклы, являющиеся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол: куклы-марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.

Много кукол можно создать своими руками, привлекая к этой работе родителей воспитанников. Это позволило нам объединить общим делом и родителей, и детей, и педагогов. К тому же кукла, выполненная в домашней обстановке, трудами всей семьи несёт в себе не только игровую и познавательную функцию, но и является частичкой тепла 
родного дома, а это очень важный момент для ребёнка в раннем возрасте, особенно в период адаптации. 
Работая над созданием кукол, мы обращали внимание на соответствие тематике сказок возрасту детей, их интересов, а также их физическим особенностям, т.е. куклы, непосредственно предназначенные для игр детей должны быть лёгкими в управлении. 
Дети двух–трех лет любят «общаться» с ожившими в руках взрослого игрушками. Но, оказывается, и они сами могут говорить от лица персонажей. Правда, ростовую куклу или марионетку им еще в руках не удержать, а вот куклой, представляющей собой фигурку на тросточке, им управлять под силу; или игрушкой
-попрыгунчиком, резво подпрыгивающей на резиночке. 
Так, наряду с фабричными куклами, у нас в группе появились самые разнообразные виды кукольных театров, созданные по мотивам русских народных сказок: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина 
избушка» и просто отдельные персонажи близкие и знакомые детям: волк, лисичка, лягушка, ёжик, лошадка и многие другие. 
Используя в своей работе «куклотерапию» мне удаётся решать многие вопросы по воспитанию и развитию детей раннего возраста. Наряду с развитием познавательной сферы ребёнка, куклы помогают мне в организации всех режимных моментов: умывание, кормление, одевание на прогулку, укладывание спать. «Кукла» может показать, спросить, похвалить или о чём-то рассказать. Например, к нам в гости пришла кукла Маша и хочет научиться правильно мыть ручки или причёсываться. 
Большую помощь мне оказывают куклы при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми. С помощью них легко и просто мотивировать малышей на ту или иную деятельность. Так, дети рисуют для голодного зайчика морковку, а для мишки лепят ягодки и складывают ему в корзинку. 
Восприятие игровой ситуации развивает у детей мышление, внимание; они думают, размышляют о том, как же помочь герою, что сделать для того, чтобы ему стало веселее. Кроме того активно развивается речь, насыщается эмоционально 
-выразительными оттенками; дети легче запоминают новые слова и выражения, при этом в сознании формируется грамматическая структура. 
Дети с большим удовольствием и самостоятельно играют с куклами, таким образом, у них формируются предпосылки сюжетно
-ролевыхигр, часто можно увидеть детей играющих вдвоём. В раннем возрасте детям уже доступно самостоятельное проигрывание маленьких эпизодов из знакомых сказок. Особой популярностью пользуется у нас 
пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на «руках
-пальчиках».Пальчик-персонаж шевелиться, танцует, подпрыгивает, разговаривает. Это лучший тренажер для развития речи, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Он развивает способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение. 
Образы кукольного театра обладают удивительной способностью влиять на детскую психику как бы «играючи». Театр стал нашим другом и в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры. 
Много радости в детскую жизнь вносят куклы, назначение которых, кроме познавательных задач, вызвать весёлый смех, положительный эмоциональный настрой. Театральные куклы несут в себе огромную роль для полноценного развития малышей, но не стоит забывать о том, что они, прежде всего, предназначены для игры и для развлечения. 
Игра с куклой– это мир реальности, в котором живёт ребёнок. «Куклотерапия» позволяет объединить интересы ребёнка и задачи взрослого. Во время таких игр происходит интенсивное развитие всех психических процессов, формируется познавательная активность и самостоятельность. Кроме того, ребёнок учится управлять собой, удерживать внимание и фантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игр...

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Ку...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...