Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Основной потребностью раннего возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Поэтому так необходимо взрослым поддержать и продолжать формировать интерес к окружающему миру малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_s.m._itogovaya_rabota.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста».

Цель: Развитие  интереса к предметному миру у детей раннего возраста.

Задачи:

1. Дать  родителям психолого-педагогическую характеристику раннего возраста.

2.  Познакомить с понятием  "интерес к предметному миру у детей раннего возраста", раскрыв   условия его развития.

 3. Рассмотреть методы и средства развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста.

План мероприятия:

  1. Введение в тему. Игра «Что лишнее?».
  2. Игра на сплочение коллектива. «Мячик по кругу».  
  3. Мини-лекция  «Психолого-педагогические особенности детей  раннего возраста и условия для формирования интереса у ребенка раннего возраста к предметному миру».
  4. Практикум «Давайте  поиграем».
  5. Рефлексия. «В дорогу детства вместе с детьми».

Ход мероприятия:

  1. Введение в тему. Игра «Что лишнее?».

Родители заходят в группу. На столах выставлены  игры и игрушки для детей разного возраста. Родителям предлагается убрать в корзину игрушку, не подходящую для детей  раннего возраста.

  1. Игра на сплочение коллектива. «Мячик по кругу».  Родители стоят в круге. Под музыку передают мячик. Когда музыка останавливается, родитель, у которого мяч оказался в руке,  называет любимую игрушку своего ребенка.
  2. Мини-лекция  «Психолого-педагогические особенности детей  раннего возраста и условия для формирования интереса у ребенка раннего возраста к предметному миру».

Ранний возраст определяется большинством исследователей с года до трех лет. По мнению Л. С. Выготского, ранний возраст связан с интенсивным психическим развитием ребенка, которое происходит:

в предметной деятельности;

в общении с взрослым;

в речевой деятельности;

в поведенческих реакциях (произвольность поведения);

в общении со сверстниками;

в игровой деятельности;

в сознании и самостоятельности.

Социальная ситуация развития связана с прямохождением ребенка, что делает его более свободным в ориентировании в пространстве. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого человека. Он более свободно и самостоятельно может ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами.

Основной потребностью данного возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами ребенок не может. Поэтому у ребенка возникает потребность в предметном взаимодействии с взрослым человеком на основе ситуативно-личностной формы общения. 

Формируется новая форма общения между ребенком и взрослым ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами .

Контакт  взрослого и ребенка опосредуется предметом и действием с ним. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения.

Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету.

Восприятие предметов и явлений окружающей действительности детьми происходит взаимосвязано, то есть они пытаются выявить между наблюдаемыми явлениями и событиями взаимосвязи, уловить их свойства, сравнивают и сопоставляют увиденное. Это способствует развитию речи и мышления .

 Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте становится предметно-манипулятивная деятельность или орудийно-предметная. Орудийно-предметные действия представляют собой действия с орудием (предметом), выполняемые в соответствии с общественной функцией и способом употребления. Примером могут служить орудийные действия: пользование ложкой, расческой, питье из кружки. Взрослый обучает ребенка пользоваться предметами.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир.

Сильнейшим побудителем развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов  (внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов, эмоциональность родителя). Поддерживают у детей интерес к деятельности художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы).

Детские игры:

Сенсорные игры. Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

 Игра требует обязательного участия взрослого, который не только показывает необходимые правила и способы игровых действий, но «заражает» интересом к деятельности, поддерживает и поощряет активность ребенка.

Как взрослому «заразить» ребенка  интересом к деятельности. Приемы:

 эмоционально-речевое воздействие: четкая и краткая инструкция взрослого, комментирование всех действий с предметами и игрушками (молоток стучит: тук-тук, машина едете: би-би, кукла спит: бай-бай);

- изменение интонации, высоты и модуляции голоса;

- ласковый взгляд;

-  использование потешек, песенок, стихов;

- подвижные игры с речевым сопровождением и т.д.;

  тактильное воздействие: поглаживания ребенка, поцелуи, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза»;

 поощрение: похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, возможность взять какую-либо игрушку домой, покататься на велосипеде, любой маленький сюрприз;

  привлечение внимания: волшебные мешочки, сюрпризные моменты, механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами (кукарекающий петух при нажатии), куклы бибабо и другие предметы с элементами неожиданности;

 отсроченное речевое сопровождение;

 подхватывание встречных действий манипуляций ребенка с предмета

  1. Практикум «Давайте поиграем».

Родители делятся на пары.

Один родитель в роли ребенка, другой в роли родителя.

Каждая пара получает одну игрушку, предмет или книжку.

Задача родителя заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к игрушке,  показать, как с ним действовать, изучить свойства предмета, поиграть вместе с ребенком.

Пары по очереди играют.

5.Рефлексия. «В дорогу детства вместе с детьми».

 - Наш малыш готов ехать дальше, в следующий возраст. Напишите, пожалуйста, на вагончиках что вам понравилось, было полезно, свои пожелания.

Родители пишут и прикрепляют вагончики к паровозику. (звучит музыка из мф. «Паровозик из Ромашково»)

Спасибо за внимание и участие!

Список литературы

  1. Д.В. Менджерицкая  «Воспитателю о детской игре.» Москва .Просвещение 1982
  2. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6970/2/prokazova.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"

В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год....

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возрастаНаучить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Рассказать  о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.Научить выбирать игрушки для  ребенка, учитывая его возрастные особенности....

Конспект педагогического мероприятия для детей младенческого и раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на тему: «Игрушки».

Конспект этого занятия для детей раннего возраста.Цель этого занятия расширить представление детей об игрушках. Развить связнгую речь, научить детей находить предмет по описанию, ориентируясь на его п...

Методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий при обследовании детей младенческого и раннего возраста (ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»). Составитель, разработчик. 2021

Методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий при обследовании детей младенческого и раннего возраста (ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»). Со...

Формирование у детей младенческого и раннего возраста навыков, связанных с приемом пищи

Консультация для специалистов учреждений здравоохранения и образования по формированию или стимуляции у детей младенческого и раннего возраста навыков сосания, глотания, жевания и обучения детей навык...