Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"
статья (младшая группа) по теме

Роговкина Нина Михайловна

В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_detey_rannego_vozrasta_2.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психология детей младенческого и раннего возраста.
Становление научного подхода

Изучение детской психологии – одна из наиболее актуальных проблем современной науки. Обусловлено это тем, что научно обоснованные представления о потенциале возраста вот уже второе столетие являются важнейшим фактором развития педагогики и методики музыкального воспитания. Особенно актуальны они относительно раннего возраста, в котором ребенок обладает уникальными возможностями всестороннего развития.

Научное освоение этого периода продолжается уже более двух столетий. Четкое представление о периодизации и динамике процесса развития ребенка в раннем возрасте – необходимый фундамент разработки самых разных проблем музыкальной педагогики. Цель настоящей статьи заключается в формировании представления о начальном этапе изучения психологии детей младенческого и раннего возраста. Он охватывает период с 1787 года (выход первой книги о психическом развитии ребенка) до 1916 года (периодизация Т. Д. Марцинковской [1]).

Границы раннего возраста в науке установились не сразу. Изучение детской психологии началось с младенческого возраста.

В младенческом возрасте (первый год жизни) ребенок очень тесно связан с ухаживающими за ним взрослыми. Между младенцем и взрослым устанавливаются (при отсутствии речи у младенца) особые, неречевые формы общения, первой из которых «…является эмоциональная реакция ребенка на взрослого» [2, с. 46]. Потребность ребенка в активном контакте со взрослыми на первом году жизни вступает в противоречие с ограниченными речевыми возможностями ребенка. Это противоречие «…находит свое разрешение в возникновении специфически человеческих, речевых форм общения, которое знаменует переход к новому этапу жизни и развития ребенка» – раннему возрасту [2, с. 35].

Важнейшим процессом раннего возраста (1-3 года) является становление и интенсивное развитие речи ребенка. Это приводит к новому типу общения со взрослыми – речевому общению. У ребенка формируются предметные действия, он усваивает общественно выработанные способы употребления предметов [2]. Развивается интеллект, появляется способность к обобщению.

Центральными новообразованиями раннего возраста являются возникновение личного действия, то есть такого действия, «… к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому», и сознания «я сам», выражающегося в том, что ребенок говорит о себе уже не в третьем лице, а в первом, и в стремлении к самостоятельным действиям [2, с. 95].

Сложность воспитания и обучения в раннем детстве заключается в том, что педагог должен опираться на физиологические возможности ребенка, а не пытаться применить рациональный подход, который возможен в более старшем возрасте.

Проблема психологии младенческого и раннего возраста стала разрабатываться с 1787 года в Германии. В этом году вышла первая книга о психическом развитии ребенка, написанная немецким врачом и философом Т. Тидеманом, – «Наблюдение над развитием душевных способностей у детей». В этой книге описывается психическое развитие ребенка (сына Тидемана) от рождения до двух лет [3]. Методом исследования Т. Тидемана было внешнее наблюдение. Он фиксировал и анализировал физиологические и психологические особенности ребенка. Тидеман стал также первым автором учебника по психологии, в котором рассматривались вопросы, связанные с детской психологией [1].

До середины XIX века в Европе не проводилось новых исследований по детской психологии. В это время активно развивались детская медицина, детская психопатология.

Дальнейшие исследования не носили систематического характера и касались отдельных сторон развития. Как правило, обобщались результаты наблюдений ученых-психологов и врачей над собственными детьми. Так, в 1866 году немецким врачом Б. Сигизмундом на основе наблюдений над своим ребенком было сделано описание особенностей психофизиологического, в основном двигательного, развития ребенка от рождения до двух лет. Результатом явилось выделение пяти периодов раннего детства.

Другим немецким врачом, А. Куссмаулем, были проведены уже не только наблюдения, но и серия простейших опытов над многими новорожденными, в которых определялись реакции на стимулы различной модальностии интенсивности (вкусовые, обонятельные, осязательные и другие). Он констатировал наличие индивидуальных различий в реагировании на одни и те же стимулы у младенцев уже в недельном возрасте [4].

Наблюдения речевого развития в раннем детстве провели психолог и философ И. Тэн и натуралист Ч. Дарвин. И. Тэн в 1876 году в книге «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде» дал последовательное описание освоения речи своей дочерью и, на основании полученных фактов, «…сделал вывод о соответствии между культурной историей человечества и процессом развития детского мышления», то есть предпринял попытку сопоставить процесс развития детского мышления и культурную историю человечества [5].

Дневниковые наблюдения Ч. Дарвина за развитием своего сына были опубликованыв 1877 году под названием «Биографический эскиз маленького ребенка» [3]. Исследователи впоследствии высоко оценили эту работу, а язык ребенка в период перехода от младенческого к раннему возрасту был назван «автономной речью»[6].

Эволюционная теория Ч. Дарвина способствовала формированию естественнонаучных основ психологии. В 70-е годы XIX века были открыты научно-исследовательские центры – психологические лаборатории и институты, в которых разрабатывались «…экспериментальные методы исследования, программы построения психологии на естественнонаучной основе» [6, с. 66].

Первая в мире психологическая лаборатория была открыта немецким врачом, физиологом и психологом В. Вундтом, основателем экспериментальной психологии. Лаборатория Вундта внесла большой вклад в изучение детской психологии, хотя сам Вундт проявлял к этому направлению не очень большой интерес, поскольку полагал, что при изучении детей раннего возраста очень трудно применять экспериментальные методы исследования, и полученные выводы могут быть случайны и ошибочны [3].

Эволюционный подход Ч. Дарвина нашел отражение и в работах английского философа и психолога Г. Спенсера. В своей книге «Основы психологии», написанной в 1870 – 1872 годах, ученый утверждал, что психика является механизмом приспособления организма к среде, то есть она возникает на определенном этапе эволюции, когда условия жизни живых существ настолько усложняются, что невозможно приспособиться к ним без их адекватного отражения [1]. Спенсер считал психику человека высшей ступенью ее развития по сравнению с психикой животных и выделил этапы развития: ощущения, чувства, память, разум. Психическое развитие ребенка по Спенсеру нужно рассматривать с точки зрения принципов дифференциации и интеграции [4].

Согласно теории Спенсера развитие характеризуется тремя взаимосвязанными чертами:

– ростом дифференцированности в первоначально однородном;

– ростом связанности частей;

– ростом определенности [7].

Спенсер рассматривал процесс формирования психики человека на основе интеграции из отдельных психических качеств, данных ребенку от рождения [1]. Идеи Спенсера оказали большое влияние на формирование психофизиологической теории развития мышления И. М. Сеченова [7].

В 1882 году в Германии вышла книга «Душа ребенка» выдающегося физиолога и психолога В. Прейера, сторонника эволюционной теории
Ч. Дарвина. В исследовании Прейера «…ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы» [4, с. 11]. На основании наблюдения исследователь «… последовательно и пунктуально зарегистрировал … ранние стадии развития психических процессов: речи, моторики, восприятия пространства и т. д.» [4, с. 11].

В. Прейером были разработаны методические рекомендации для наблюдателя. Он выделял такие требования к организации наблюдения как «… объективность, достоверность, точность, тщательность, полнота фиксации фактов с указанием времени их восприятия» [6, с. 68].

В конце XIX – начале XX века наблюдение за детьми раннего возраста проводилось и многими другими исследователями – Б. Аментом,
У. Друммондом, Б. Перэ, Дж. Селли, Г. Комрейре, П. Ломброзо,
К. и В. Штерн и другими [6].

В. Штерн для объяснения процесса формирования личности предложил «теорию конвергенции (слияния) двух факторов» – биологического и социального. Согласно этой теории, влияние биологического фактора с возрастом убывает – по мере возрастания влияния социального фактора. Штерн утверждал, что те индивидуальные особенности ребенка, которые складываются в раннем детстве, определяются в большей степени биологическими факторами, а более поздние образования – социальными [4]. Представление Штерна о личности как о биосоциальном явлении оказало большое влияние на развитие детской психологии и является актуальным и в настоящее время.

В России детская психология выделилась в самостоятельную область в начале XX века. Она развивалась во взаимодействии с педологией – направлением в науке, ставившим своей целью объединить подходы к изучению развития ребенка, сложившиеся в разных областях научного знания,  – медицине, биологии, психологии, педагогике.

В начале XX века русскими психологами была проделана очень большая работа по развитию нового направления отечественной психологии – детской психологии. В период с 1906 по 1916 год было созвано пять Всероссийских съездов по психологии, посвященных вопросам педагогической и экспериментальной психологии. В организации этих съездов принимали участие выдающиеся психологи –  В. М. Бехтерев,
А. Ф. Лазурский, А. Н. Бернштейн, Г. И. Челпанов, П. Ф. Каптерев,
Н. Н. Ланге. Выпускались журналы по детской психологии: «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия» [1]. Это способствовало развитию детской психологии как науки, распространению психологических знаний среди широких слоев населения.

В изучении феномена обозначились два подхода. Основоположником естественнонаучного подхода стал выдающийся русский физиолог
И. М. Сеченов.

Гуманитарный подход был предложен русскими философами
П. Д. Юркевичем и В. С. Соловьевым. Сторонники этого подхода утверждали, что научный подход к развитию психологии должен формироваться на базе философии. Гуманитарный подход нашел отражение в разработке проблем нравственного развития ребенка, социализации, в изучении роли культуры и художественного творчества в становлении личности [1].

В России конца XIX – начала XX века интенсивно развиваются естественные науки. В 1863 году выходит работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой ученый доказывает, что в основе всех актов сознательной и бессознательной жизни лежат рефлексы [8]. Эта работа имела очень большое значение для детской психологии, поскольку в ней подробно описывалось развитие ребенка младенческого возраста. В труде «Кому и как разрабатывать психологию?» И. М. Сеченов утверждает: «Все психические акты, совершающиеся по типу рефлексов, должны всецело подлежать физиологическому исследованию» [9, с. 185].

Продолжение разработки проблемы связано с трудами
И. А. Сикорского и Н. Н. Ланге. В 1884 году была опубликована книга психиатра И. А. Сикорского «Воспитание в возрасте первого детства».
И. А. Сикорским было проведено наблюдение над развитием собственных детей и детей, находящихся в Петербургском воспитательном доме и Надеждинском родовспомогательном заведении. Исследователь подчеркнул связь между развитием мозга и психических функций, подробно проанализировал ход и условия развития чувств, интеллекта и воли. Сикорский выделял как наиболее важную задачу – выявление закономерностей развития и его основных тенденций. В 1891 году им впервые была переведена на русский язык книга В. Прейера «Душа ребенка» (ее первая часть). Этот труд имел большое значение для развития детской психологии в России [10].

В 1892 году вышла книга Н. Н. Ланге «Душа ребенка в первые годы жизни», в которой он подробно проанализировал развитие процесса восприятия у ребенка [11].

Названные работы по детской психологии в России определили ее развитие по естественнонаучному пути. Она формировалась на основе данных о биологическом и физиологическом созревании детей, исследования их психического развития.

Самоопределение отечественной детской психологиикак самостоятельной области знания связано с деятельностью А. П. Нечаева,
Н. Е. Румянцева и В. М. Бехтерева [1]. В. М. Бехтерев заложил основы научной педологии в России. Под его руководством была создана сеть педологических учреждений, в которых проводилась научно-исследовательская работа по вопросам воспитания и обучения детей. Эти учреждения разделялись на научно-лабораторные и научно-клинические. В 1907 году В. М. Бехтеревым было создано педологическое отделение в Петербургском психоневрологическом институте [1].

В. М. Бехтерев определил период младенчествав качестве основополагающего в формировании человека. В статье «О воспитании в младенческом возрасте» он указывает, что «…для физического, нравственного и умственного развития человека возраст первого детства играет особенно важную роль, так как правильное физическое развитие в этом возрасте обеспечивает в значительной мере и дальнейшее здоровье организма; вместе с тем в этом возрасте закладываются первые устои будущей личности; в этом же периоде развития организма впервые возникают наиболее основные черты характера, которые лишь дополняются и развиваются под влиянием дальнейших жизненных условий … , в этом же возрасте складываются те или другие склонности, которые имеют существенное значение для всего дальнейшего развития будущей личности» [12, с. 513 - 514].

Масштабно научные исследования в заданном ученым направлении стали проводиться в Педагогическом Институте при Психоневрологическом Институте, основанным Бехтеревым, в который принимали детей на воспитание тотчас после их рождения [12].

Важнейшим принципом воспитания ребенка младенческого возраста Бехтерев считал «…осуществление этого воспитания незаметным для ребенка образом и притом не утруждая и ни в чем не насилуя ребенка, чтобы он не подвергался при этом какому-либо утомлению» [12, с. 516]. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Основными методами исследования детской психологии в начале XX века стали наблюдение,естественный и рефлексологический эксперименты, разработанные В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым и А. Ф. Лазурским. А. Ф. Лазурский изложил этот подход в труде «О естественном эксперименте», написанном в 1911 году.
А. Ф. Лазурским и А. П. Нечаевым была создана одна из первых психологических лабораторий в Петербурге, вкоторой проводились экспериментальные исследования психики и индивидуальных особенностей детей. Лазурским была разработана первая типология личности и система диагностики и коррекции различных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. Основные положения этой типологии ученый изложил в труде «Классификация личностей», вышедшем в 1922 году, уже после его смерти [1].

На основании представленного обзора можно сделать следующие обобщения о достижениях исследовательской мысли.

В период 1787 – 1916 гг. был собран обширный фактический материал по психологии детей младенческого и раннего возраста. До 70-х годов XIX века основным методом исследования детской психологии оставалось наблюдение, как правило, за собственными детьми, которое фиксировалось в дневниковых записях. Исследования не носили систематического характера и касались отдельных сторон развития ребенка: двигательного, реагирования на стимулы различной модальности и интенсивности. В 70-е – 80-е годы были получены данные о речевом развитии детей (И. Тэн, Ч. Дарвин).

Эволюционная теория Ч. Дарвина способствовала формированию естественнонаучного подхода к исследованию психического развития детей младенческого и раннего возраста. В связи с этим были открыты исследовательские центры – психологические лаборатории и институты, в результате деятельности которых сложились естественнонаучные подходы к изучению детской психологии.

С появлением психологических лабораторий получил развитие метод эксперимента, который использовался для изучения отдельных индивидуальных особенностей детей. Эволюционный подход
Ч. Дарвина нашел отражение в работах В. Вундта, Г. Спенсера, В. Прейера,
И. М. Сеченова и других психологов.

В России психология детей младенческого и раннего возраста выделилась в самостоятельную область научного знания в начале XX века. Она развивалась во взаимодействии с педологией, научные основы которой были заложены В. М. Бехтеревым. Первоначально обозначились два подхода к развитию детской психологии – естественнонаучный и гуманитарный. В результате интенсивного развития естественных наук был выбран естественнонаучный путь развития детской психологии. Основными методами психологии детей раннего возраста стали наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты.

Разработкой проблемы психологии детей младенческого и раннего возраста в России на рубеже веков занимались И. М. Сеченов,
И. А. Сикорский, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаев, Н. П. Румянцев, В. М. Бехтерев,
А. Ф. Лазурский и другие. В результате деятельности этих ученых детская психология стала одним из важнейших приоритетов психологической науки в России.

Список литературы

  1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
  2. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  3. Омельчанко Е. В. Становление детской психологии в Германии (конец XIX – начало XX века). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, выпуск № 45, т. 19, 2007, с. 402 – 406.
  4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  5. Большая психологическая энциклопедия. / www.psyoffice.ru/slovar-s11.htm
  6. Урунтаева Г. А. Методы изучения ребенка в зарубежной детской психологии второй половины XIX – 20-30-х годов ХХ века. // Проблемы современного образования, № 4, 2012, с. 64-77.
  7. Чуприкова Н. И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  8. Большая медицинская энциклопедия. / Гл. ред. Б. В. Петровский. – М.: Советская энциклопедия. – Т. 26, 1985. – 560 с.
  9. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию? / В кн. Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  10. Никольская А. А. Значение работ В. Прейера для развития детской психологии. // www.voppsy.ru/issues/1983/833.833143.htm
  11. История отечественной психологии конца XIX – начала XX века: хрестоматия / Под ред. Е. С. Миньковой. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 152 с.
  12. Бехтерев В. М. О воспитании в младенческом возрасте. / В кн. Психика и жизнь. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2012. – 592 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста.

Основной потребностью раннего возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Поэтому так необходимо взрослым поддержать и продолжать формировать интерес к окружаю...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возрастаНаучить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Рассказать  о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.Научить выбирать игрушки для  ребенка, учитывая его возрастные особенности....

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....

Конспект педагогического мероприятия для детей младенческого и раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на тему: «Игрушки».

Конспект этого занятия для детей раннего возраста.Цель этого занятия расширить представление детей об игрушках. Развить связнгую речь, научить детей находить предмет по описанию, ориентируясь на его п...

Авторская программа " Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста"

Авторская программа "Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста" представляет собой первоначальное значимое звено в непрерывном изучении речевого развития  ребенка раннего ...