Авторская программа " Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста"
рабочая программа по логопедии

Зубцова Тамара Николаевна

Авторская программа "Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста" представляет собой первоначальное значимое звено в непрерывном изучении речевого развития  ребенка раннего возраста и способствует раннему распознаванию и исправлению отклонений речевого развития , начиная с первых месяцев жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»

муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Методическое пособие.

Авторы-составители:

                                                                                                                          учителя-логопеды

                                                                                                        Зубцова Т.Н., Стручкова А.П.  

г. Мирный 2023 г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка………………………………………………………………...……..3

2. Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев)  ….….….…4

3. Обследование речи ребенка преддошкольного возраста ( 12-36 месяцев) ………..……..7

4. Примеры тестовых заданий………..……………………………………………..……..……9

5. Приложения ………………..………..……………………………………….……………....14

Приложение 1. Шкала речевого и психомоторного развития детей ( 0-3 г) находится в отдельном файле в формате PDF, загруженном вместе с данной программой

Приложение 2. Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес-1г 10 мес)..14

Приложение 3. Карта обследования психомоторного развития ребенка (1г10 мес- 3 г)…..15

Приложение 4. Речевая карта (обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2  до 4 лет)……………...…………………………………………………………16

6. Список литературы…………………………………………………………… ..………….  23

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ  МЛАДЕНЧЕСКОГО  И РАННЕГО ВОЗРАСТА.

I.Пояснительная записка

Актуальность. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций, формирования многих психических функций. Речь является важнейшей составляющей нервно-психического развития ребенка, становление которой происходит в течение первых лет жизни, и в дальнейшем определяет ее качество во все последующие возрастные периоды. Отклонения в психомоторном, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в обучении, являются причиной вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

            Возраст от 0 до 3 лет является наиболее благоприятным с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим, особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного, речевого, эмоционального развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

            В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Направленность программы. Данная рабочая программа разработана для реализации в условиях центра психолого-педагогического и социального сопровождения, основной акцент в работе сделан на гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей на образовательные услуги. Также данная рабочая программа представляет собой систему коррекционно-развивающих дидактических материалов, которые могут использовать  педагоги и родители.

Педагогическая целесообразность программы «Диагностика  речи детей младенческого и раннего возраста» представляет собой первоначальное  значимое звено в непрерывном изучении речевого развития  ребенка раннего возраста и способствует раннему  распознаванию и исправлению отклонений речевого развития,  начиная с первых месяцев жизни ребенка.  

Цель- выявление особенностей формирования речи, раннее выявление отклонений в речевом развитии и раннее начало комплексной коррекционной работы.

Задачи:

1) выявить объём речевых навыков;

2) сопоставить его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

3) определить соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности.

Отличительные особенности. В программе представлены не только методика логопедического обследования детей раннего возраста, но и сенсомоторное и психоэмоциональное развитие ребенка от 0 до 3 лет. При составлении авторы пособия руководствовались удобством использования материала на практике, поэтому традиционная шкала  развития доношенных детей до 3 лет представлена в виде таблицы (приложение 1). Приложение размещено отдельным файлом.

Возраст детей. Методическое пособие  предназначено для диагностики речевого развития детей от 0 до 3 лет.

II. Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев)

Процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода:

- младенчество (от рождения до 12 месяцев) или «доречевой стадией развития ребенка»;

- преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев) или начальный этап речевой стадии развития коммуникации» (Н.Й. Лепская, 1997).

Младенчество (0-12 месяцев)

I этап (период новорожденности)

Логопедическое обследование

При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее:

– характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

– физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

– интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);

– хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);

– первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);

– причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

– длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

– характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость

губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления)

II этап (1 – 3 месяца)

Логопедическое обследование

Оно начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:

– характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

– появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое – горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность);

– начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);

– «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого);

– наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;

– характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;

– характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

– проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

– начальное гуление – «гуканье»;

– истинное гуление (время его появления, длительность и напевность  голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);

– первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;

– монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный/немодулирован- ный характер первой доречевой продукции.

III этап (3 – 6 месяцев)

Логопедическое обследование

– характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда  к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);

– особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);

– переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентом на первом «слоге» серии);

– изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумаги, звучания колокольчика, скрипа двери);

– наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгивания», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);

– патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;

– особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;

– неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).

IV этап (6 – 9 месяцев)

Логопедическое обследование

1) Особенности формирования лепета:

– отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;

– близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.д.);

– лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать – ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

– умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.

2) Особенности формирования понимания обращенной речи:

– знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей – как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».

3) Развитие паралингвистических форм коммуникации:

– выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

– формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его, наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;

– умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).

4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:

– постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;

– развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

– переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.

5) Характер взаимодействия матери и ребенка:

– сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

– пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

V этап (9 – 12 месяцев)

Логопедическое обследование

– первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказываний», кивает головой – «согласен/не согласен», машет ручкой – «до свидания» и т.п.);

– хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);

– завершение лепетной стадии (активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам);

– появление первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов);

– условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;

– сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить, опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье).

Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности – консультирования у детского психолога.

III. Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев) или «начального этапа речевой стадии развития коммуникации»

Последовательность стадий овладения родным языком в онтогенезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста:

1) обязательное опережающее развитие понимания обращенной речи (семантический аспект);

2) первоочередное усвоение некоторых прагматических аспектов (диалогическая последовательность высказываний, использование утвердительных и отрицательных кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т.д.) при более медленном и постепенном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами;

3) использование для выражения коммуникативных намерений значительного количества разнообразных невербальных средств (крики, протягивание рук, направленные взгляды, улыбки, лепетание и вокализации, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону);

4) корреляция между накоплением словарного запаса и развитием мышления;

5) выраженная зависимость уровня речевого развития от других важных показателей развития ребенка раннего возраста (развитие общей и тонкой моторики, усвоение социокультурных навыков и т.п.).

Логопеду при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии следует использовать следующие методы обследования:

– анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);

– беседа с родителями;

– наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание – раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

– изучение медицинской документации;

– по возможности беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

– ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

– собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес.), дифференцированного слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:

– исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики – проводится детским психологом;

– исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание:

– на умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

– на то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

– на ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

– на эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

Первые задания («Полоса препятствий», «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, проводимых психологом, приводятся нами не для использования их логопедом в диагностических целях (определение уровня моторного и интеллектуального развития), а носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.

Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать для обследования как пассивного, так и активного словаря, причем чаще всего маленькие дети на первом обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так говорит?»).

 В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.).

Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.

IV. Примеры тестовых заданий

1.Установление контактного взгляда. Привлечение внимания.

2. Перемещение взора от одного объекта к другому. Визуальное слежение за объектом и представление о его постоянстве. Плавное слежение за медленно движущимся объектом, описывающий в дугу в 180 градусов.

3.Способность локализовать источник звука. Взрослый стоит позади ребёнка и производит звук предметом в течение нескольких секунд - справа, слева и над головой малыша в случайном порядке. Ребёнок не должен видеть движение руки экспериментатора. После каждого звука - пауза. Фиксировать попытки ребёнка найти источник звука глазами.

4.Способность к имитации [с 8 мес.] Постучать 2 кубиками друг о друга, ребёнок в ответ постукивает кубиком по полу или по кубику, находящемуся в руке экспериментатора.

5.Представления об операциональной причинности. Нужно определить, вызывает ли реакцию ребёнка прекращение действия.  Взять 2 деревянных ярких кубика и постучать ими друг о друга перед малышом.

6. Развитие представлений о предметах [с 2 мес.] Взять набор предметов (резиновая игрушка, кусочек бумаги, кубики, коробка, погремушка), давать по одному и наблюдать за действиями младенца с каждым из них.

7. Понимание социальных свойств предметов [с 10 мес]. Предложить ребёнку куклу, кукольную одежду или посуду, мебель, машинку. Наблюдать, как ребёнок использует эти предметы. Оценивается адекватность применения, характер игровой деятельности. 

Рекомендованное оборудование:

- картонная коробка: 10 - 10 - 10 см

- ткань или салфетка                                          

- машинка яркого цвета: 12,5 см

- двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см

- баночки с манкой, горохом, гречкой

- юла яркого цвета

- кубики разного цвета 10 шт. 2,5 - 2,5 - 2,5 см

- мяч яркого цвета 10 см в диаметре

- звучащие игрушки: колокольчик - 5 см в диаметре и 10 см высотой

- молоточек      

                                                                                                      C:\Users\user\Desktop\тестирование 1.jpg                                                                                                                                                     

8. «Полоса препятствий»

Задание направлено на определение уровня моторной компетенции ребенка (общая моторика) и его умения выполнять разнообразные движения по словесной инструкции.

Оборудование: ковер с геометрическим рисунком в виде полосы шириной 20-25 см по краю, несколько деревянных или пластмассовых брусочков (15 см х 15 см х 40 см), мяч среднего размера, детская лесенка с перилами.

Проведение обследования

Обследование лучше проводить в игровой  комнате.  Надо предложить ребенку:

—   поиграть в «догонялки»;

—  пройти по дорожке, перешагивая через брусочки («Вот дорожка. Иди ко мне. Осторожно, не наступай на «кирпичики!»);

   — подняться и спуститься по детской лесенке;

—   поиграть в мяч со взрослым.

          В последнем задании специально проверяется умение ребенка играть вместе со взрослым, выполняя различные речевые команды («кати» — «бросай»). Например, сидя на ковре напротив малыша, мы катим ребенку мяч, а ему надо бросить его нам («Бросай!»).

           В случае затруднений со стороны ребенка задание проводится в самой простой форме: логопед и ребенок просто перекатывают мяч друг другу по ковру.

9. «Собери пирамидки»

Задание направлено на выявление у ребенка умения соотносить свои действия с речевой инструкцией, а не только выполнять задания по показу, изучение процессов становления его зрительного гнозиса и праксиса, моторной ловкости (мелкая моторика).

Оборудование: 2 пирамидки с кольцами, контрастными по размеру (большие кольца крупнее маленьких в 3 раза).

Проведение обследования

           Перед ребенком ставят 2 пирамидки и затем на его глазах обе пирамидки разбирают так, чтобы все колечки лежали на столе перед его глазами.

          Далее берут одно большое колечко и надевают его на стержень.

Просят малыша найти такие же колечки и собрать пирамидку. Из оставшихся колечек — собрать другую пирамидку.

          Когда обе пирамидки собраны правильно, малыша просят показать: «Где большие колечки?» «А где маленькие?»

         Если малыш все показал правильно, ему предлагается второй вариант задания: «Давай строить пирамидку вместе! Дай мне одно большое колечко. Я надеваю колечко на палочку. Вот так! Сделай так же: надень большое колечко на палочку! Хорошо! Теперь дай мне маленькое колечко. Я надеваю маленькое колечко на палочку. Надень еще одно маленькое колечко на палочку».

Таким образом, малыш отбирает и нанизывает сначала два больших, а потом два маленьких колечка, пока не соберет всю пирамидку.

10. «Узнай (найди) звучащую игрушку»

Задание направлено на выявление уровня слухового внимания к неречевым сигналам.

Оборудование: ширма, несколько музыкальных игрушек, резко отличающихся по звучанию (барабан, дудка, гусли), несколько одинаковых колокольчиков.

Проведение обследования

Логопед демонстрирует ребенку, как звучит каждая игрушка, затем прячется за настольной ширмой, играет на одном из инструментов и просит угадать, «что звучало».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

        Если ребенок не справляется с заданием, можно дать ему самому «поиграть» на каждом инструменте, а затем повторить задание.

       В случае успешного выполнения этого задания следует проверить, может ли малыш определить направление звучания знакомой игрушки. Для этого ребенку предлагается самому спрятаться за ширму (или закрыть глаза ладошками), внимательно послушать колокольчик и, открыв глаза, показать рукой, куда он «спрятался» в комнате. Для проведения этого задания необходимо раздать одинаковые колокольчики нескольким взрослым, для того чтобы исключить возможность ребенка узнать о местонахождении колокольчика по звуку шагов экспериментатора, и попросить их звенеть колокольчиками по очереди.

11.  «Кто так говорит?»

Задание направлено на выявление уровня слухового внимания и фонематического восприятия речевых сигналов, а также общего характера непроизвольных движений губ при речевых реакциях в игровой ситуации.

Оборудование: ширма, несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (петушок, собачка, кошка).

Проведение обследования

        Логопед просит ребенка показать (или назвать), кто поет за ширмой. Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он запоминает «новые голоса» (ослика, коровки, мышки).

12. «Пускаем кораблики»

Задание направлено на определение объема произвольных движений губ, владения коммуникативными жестами.

Оборудование: тазик с водой, кораблик или любая плавающая игрушка, широкая трубочка.

Проведение обследования

          Логопед говорит ребенку: «Сейчас мы будем плавать на кораблике. Попрощайся с мамой. Поцелуй ее. (Поцелуй.) Помаши маме ручкой. (Жест «пока-пока».) Ты капитан. Вот твой кораблик. Подуй («трубочка») — и кораблик поплывет. Кораблик причалил к берегу. Здравствуй, мама! (Жест приветствия.) Улыбнись маме. (Улыбка.)

13. «Прячем игрушку»

Задание направлено на выявление объема понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между).

Оборудование: любая маленькая игрушка.

Проведение обследования

               Для того чтобы ребенку было интересно выполнять это задание, желательно предъявить его в виде небольшого рассказа. Например, протягиваем ребенку игрушку: «Возьми зайку. Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез высоко-высоко: поставь зайку на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его за спинку. Вот так, молодец!»

              Если малыш не понимает некоторые задания (например, не может спрятать зайку «в коробку», «под коробкой» или «за елкой»), обязательно отмечается, умеет ли он спрятать зайку, используя только то, чем располагает сам: в карманчик; за спинку и т.д.

14. «Что это такое?»

Задание направлено на выявление актуального уровня словарного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухо-речевой памяти и произвольного внимания.

Оборудование: 5-6 знакомых ребенку предметов из его окружения и набор простых картинок

Проведение обследования

Сначала ребенку предлагается назвать предметы, разложенные перед ним на столе

(Что это?), а затем, если он молчит, логопед формулирует вопрос по-другому (Где?..). Более сложный вариант задания — называние или показ предмета по картинке. Например, перед ребенком кладут 3-4 картинки из речевого лото и просят или назвать их, или дать маме одну из картинок. При успешном выполнении этого задания можно переходить к обследованию глагольного словаря.

15. «Что делает?»

Задание направлено на выявление объема понимания слов-действий.

Оборудование: предметы (кукла, машинка, кукольная шапочка, кукольная кроватка, одеяльце, кубики, гараж); картинки (5-6 картинок с изображением действий, знакомых ребенку: ест, спит, моет руки, катается на качелях и т.п.).

Проведение обследования

          Ребенку предлагается снять шапочку с куклы, положить куклу спать, положить кубики в машинку, поставить машинку в гараж, покатать куклу в машинке и т.п.

          Затем малышу предлагают посмотреть на картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает девочка; мальчик?» «Что делают дети?». Если малыш молчит, просят показать на картинках, где мальчик спит и т.д.

16. «Чье это?»

Задание направлено на определение умения ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами.

Оборудование: 5-6 предметов из окружения ребенка (наручные часы, тапочки, сумка и т.п.).

Проведение обследования

Ребенку предлагается показать, где папины часы, а где мамины часы, аналогично — мамины и папины тапочки.

Если малышу трудно сразу ответить или обследующему кажется, что он показывает наугад, надо сформулировать свой вопрос по-другому: «Это мамины часы?» (Показываем или мужские часы, или дамские чужие часы.) Ребенок может или указать на владельца предмета, или кивком головы ответить утвердительно, или не: согласиться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

          В случае правильного показа всех предметов задается вопрос, обращенный непосредственно к ребенку: «А это чей платочек (ленточка, машинка)?» Как правильный принимается ответ в виде жеста, которым ребенок указывает на себя.

17. «Один и много»

Задание направлено на выявление уровня сформированности у ребенка элементарных количественных представлений.

Оборудование: любой счетный материал.

Проведение обследования

 Логопед просит ребенка взять у него с ладони один предмет (например, фишку или счетную палочку). Затем — ещё один и еще один. Когда перед ребенком лежат несколько одинаковых предметов, на стол в некотором отдалении кладут один аналогичный предмет и задают вопросы: «Где одна палочка?, «Где много палочек?» Затем для контроля правильного выполнения инструкции можно попросить: «Дай маме много палочек»,

«Дай мне одну палочку».     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

18. «Слушаем рассказ»

Задание направлено на выявление уровня понимания ребенком

кроткого рассказа.                                                                                                                                                                                                                                                     

Оборудование: детская книжка с простыми и понятными ребенку картинками.

Проведение обследования

           Взрослый кладет перед ребенком книжку, листает ее, рассказывая простыми предложениями о том, что нарисовано на картинках: «Зайка проснулся. Солнышко смотрит в окошко».

            Затем ребенку задают вопросы по картинкам: «Где?.. Покажи...». Если ребенок легко показывает называемых героев и их действия на картинках, можно попробовать задать ему вопросы: «Кто это?», «Что делает зайка?».

          В случае выраженных затруднений или нежелания ребенка смотреть книжку, можно ограничиться 1-2 картинками и попросить, чтобы ребенок повторил указательный жест, возглас, звукоподражание, облегченное слово, короткое слово, короткую фразу сразу после произнесения ее логопедом. 

V.Приложения

                

Приложение 2

Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес-1г 10 мес)

1.Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________

2.Дата рождения  _________________    возраст___________________________________

3.Специалисты_______________________________________________________________

4.Повод для обращения________________________________________________________

5.ФИО матери________________________________________________________________

6.ФИО отца___________________________________________________________________

7.Состав семьи, жилищные условия____________________________________________

8.Адрес, телефон______________________________________________________________

9.Данные обследования:

Речевое развитие:

а) понимание речи_____________________________________________________________

б) доречевое развитие:

-гуление (спонтанное, отраженное)_______________________________________________

-лепет (дифференцированный, недифференцированный)_____________________________

в) активная речь:

звукоподражания______________________________________________________________

слова_________________________________________________________________________

фразовая речь__________________________________________________________________

Когнитивное развитие:

игра_________________________________________________________________________

цвет_________________________________________________________________________

форма________________________________________________________________________

размер _______________________________________________________________________

представление о константности объекта____________________________________________

реакция на звук________________________________________________________________

Развитие крупной моторики

Держит голову _______________направление  движения ручек________________________

Перевороты: на бок   __________ ,со спины на живот                   ,с живота на спину________

Сидит                    , встает у опоры ________________________________________________                                             

Ползает: по  пластунски   __________________, на четвереньках_______________________

Самостоятельно садится___________________, ходит у опоры_________________________

Стоит самостоятельно            , ходит самостоятельно______перешагивает препятствия_____

Поднимается по лестнице приставным шагом_______________________________________

Спускается по лестнице приставным шагом ________________________________________

Спрыгивает с высоты ___________________    см

Пинает мяч ногой_______________________

Ловит мяч______________________________

Удерживает равновесие___________________

Развитие мелкой моторики

Координация__________________________________________________________________

Захват______________________________________________________________________

Ротация(кругообразное движение, вращение кистью рук)__________________________

Развитие навыков самообслуживания

Еда________________________________________________________________________

Одевание___________________________________________________________________

Туалет______________________________________________________________________

Социализация

Улыбка ________________гуление отраженное____________________________________

Реакция на незнакомца_________________________________________________________

Контакт интерес_______________________________________________________________

Эмоции_______________________________________________________________________

Активность___________________________________________________________________

10.Заключение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________________________________________________________________

Учитель-логопед _______________/_______________________________

Приложение 3

Карта обследования психомоторного развития ребенка (1г 10 мес- 3 года)

1.Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________

2.Дата рождения______________________ возраст_____________ДОУ№______________

3.Специалисты_______________________________________________________________

4.Повод для обращения________________________________________________________

5.ФИО матери________________________________________________________________

6.ФИО отца___________________________________________________________________

7.Состав семьи, жилищные условия_____________________________________________

8.Адрес, телефон______________________________________________________________

9.Данные обследования

Речевое развитие:

 понимание речи:

-обращенной речи______________________________________________________________

-грамматических форм:

1) ед-мн.ч. существительных_____________________________________________________

2) сущ.с ум.ласк. суффиксами____________________________________________________

активная речь:

-звукоподражания______________________________________________________________

-слова________________________________________________________________________

-фразовая речь_________________________________________________________________

-особенности речи______________________________________________________________

Когнитивное развитие:

Размер: знает __________________ сортирует______________________________________

Форма: знает __________________  сортирует ______________________________________

Цвет: знает __________________  сортирует ________________________________________

Понятие «такой же»___________________________________________________________

Части тела____________________________________________________________________

Подражательная деятельность__________________________________________________

Пространственные отношения__________________________________________________

Память______________________________________________________________________

Развитие крупной моторики

Координация движений______________________________________________________

Ходьба_____________________бег_________________прыжки______________________

Подъем по лестнице__________________спуск по лестнице________________________

Развитие мелкой моторики

Координация_______________________Захват___________________________________

Развитие навыков самообслуживания

Еда________________________________________________________________________

Одевание___________________________________________________________________

Туалет______________________________________________________________________

Социализация

Контакт_________________________________Особенности________________________

Интерес______________________________________________________________________

Эмоции: адекватность____________________выраженность________________________

Активность___________________________________________________________________

Внимание: устойчивость____________________поле_______________________________

Переключаемость_________________________объем______________________________

Характер игровой деятельности________________________________________________

10.Заключение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________11.Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________________________________________________________________

Учитель-логопед _______________/_______________________________

Приложение 4

Речевая карта

обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2  до 4 лет)

Анкетные данные

Фамия, имя ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения,возраст__________________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________________________

ДОУ№_______________________________________________________________________

ТПМПК______________________________________________________________________

Анамнез

Мать______________________________________________________возраст при рождении

Отец______________________________________________________возраст при рождении

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_____________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников__________________________

От какой беременности ребенок__________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____________________________________________________________________

Роды(срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвожденные)__________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция(механическая, медикаментозная, электростимуляция)____________________

_____________________________________________________________________________Когда закричал ребенок (крик был, нет, сразу)_______________________________________

Наличие асфиксии (синия,белая)__________________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)_______________________________________________________

Вес и рост при рождении________________________________________________________

Вскармливание(когда принесли кормить)__________________________________________

как взял грудь_______________________________как сосал___________________________

наблюдалось ли срыгивание, поперхивание_________________________________________

Грудное вскармливание до_______________________________________________________

Выписались из роддома_______если задержались(причина)___________________________

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать голову_______________________________________(в норме с 1,5 мес)

Когда стал сидеть________________________________________________(в норме с 6 мес)

Когда стал ходить_____________________________________________(в норме с 11-12 мес)

Когда появились зубы___________________________________________(в норме с 6-8 мес)

К году количество зубов_________________________________________________________

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, хронические заболевания)

До 1 года_____________________________________________________________________

От 1 года до 3 лет______________________________________________________________

После 3 лет____________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление_______________________________________________________(в норме с 2-3 мес)

Лепет_______________________________________________________(в норме с 4 до 8 мес)

Первые слова с ______________________________________________(в норме около 1 года)

Первые фразы с ____________________________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие ( по какой причине) ______________________________

Условия воспитания ребенка

1.Социальная среда, где воспитывался ребенок (дома с родителями, с мамой, бабушкой, в доме ребенка, д/яслях, ДОУ с дневным пребыванием либо круглосуточным пребыванием)

2.Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия, какой язык преобладает в общении).

3.Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка(безразличие, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют завышенные требования к речи ребенка или оставляют дефект незамеченным).

4.Какие меры принимались для устранения патологии развития:

а) занимались ли с логопедом

б) результат логопедической работы

в) проводилось ли лечение у врача

г) пребывание в специальных учреждениях образования и здравоохранения

 

  1. Исследование неречевых психических функций

1.Наблюдение за ребенком в процессе обследования:

а) общительность ( легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности ребенка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности ребенка.

2.Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек

б) определение направления звучания игрушки

3.Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом) большой , маленький

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

  • 2-3 года-красный, синий, желтый, зеленый
  • 3-4 года- красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый

в) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм- подбор картинок по образцу

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве(вверху-внизу, впереди-сзади)

б) складывание разрезных картинок ( из 2-3 х частей)

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки)

5. Состояние общей моторики ( нормальная моторика, нарушение моторики-моторная напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и др.)

Для детей 2-3 лет:

-пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу

-перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см

-медленно покружиться на месте

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы

- поймать брошенный мяч

-подпрыгнуть на двух ногах  на месте

-выполнить наклоны вперед  и в стороны

Для детей от 3 до 4 лет

- пробежать 3-4 раза между  двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга

-перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу

- пройти по положенному на пол шнуру

-прыгнуть в длинну с места

-переложить предмет( флажок, мячик) из одной руки в другую( над головой, за спиной, перед собой).

6.Состояние ручной моторики (моторика в норме, нарушения моторики):

2-3 года- «покормить» куклу, слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой

3-4 года- расстегивание и застегивание пуговиц, умение держать карандаш, рисование вертикальных и горизонтальных линий; рисование круга, тела человек; складывание крупной мозаики

7.Какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими руками).

II. Исследование фонетической стороны речи

(определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: «А-а-а!»                             Ребенок плачет: «Уа!»

Поезд гудит: «У-у-у»                                Ослик кричит : «Иа!»

Мышка пищит: «И-и-и»                            Собака лает: «Ав!»

Заблудились в лесу: «Ау!»                        Кошка мяукает : «Мяу»

Исследование звуко-слоговой структуры слов

(с 3 лет)

Повторить за логопедом слова из 1,2,3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.

Состояние звукопроизношения

гласные______________________________________________________________________

б-п-м ________________________________________________________________________

в-ф__________________________________________________________________________

д-т-н_________________________________________________________________________

г-к___________________________________________________________________________

й____________________________________________________________________________

свистящие____________________________________________________________________

шипящие_____________________________________________________________________

аффрикаты____________________________________________________________________

л, л’__________________________________________________________________________

р,р’__________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить  наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)

в)челюсти

г)прикус ( прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

д)твердое небо ( высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

е) мягкое небо( укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1.Состояние мимической мускулатуры ( по подражанию):

-поднять брови («удивиться»)

-нахмурить брови («рассердиться»)

-прищурить глаза

-надуть щеки («толстячок»)

-втянуть щеки («худышка»)

-отметить наличие или отсутствие сглаженность носогубных складок

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию)

а) губы «улыбка», «трубочка»

б) язык-широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»

в) мягкое небо- широко открыть рот и зевнуть

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение)

в) объем движений (полный, неполный)

г) способность к переключению от одного движения к другому

д) замены движений

е) добавочные и лишние движения (синкинезии)

ж) наличие тремора, гиперсаливация, отклонение кончика языка

Состояние дыхательной и голосовой функций

(с 3 лет)

1.Дыхание:

а) тип неречевого и речевого дыхания( диафрагмальное, грудное, ключичное и др.)

б) объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный)

в) частота речевого дыхания ( в норме, учащенное, замедленное)

г) продолжительность речевого выдоха ( в норме, укороченный)

2.Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.)

в) атака голоса (твердая, мягкая)

г) мягкая голоса ( наличие или отсутствие  монотонности)

Особенности просодической стороны речи

( при наличии фразовой речи)

1.Темп (нормальный, быстрый, медленный)

2. Ритм (нормальный, аритмия)

3.Паудизация ( правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки)

4. Употребление  основных видов интонации( повествовательной, вопросительной, побудительной).

III.Исследование фонематической стороны речи

( с 3 лет)

1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

Стол-стул                  Косы-козы

Папа-баба                  Корка-горка

Точка-дочка              Миска-мишка

2.Произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» ( из ряда звуков)

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1.Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных ( показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.)

б) понимание обобщающих слов( с 3 лет) ( выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»)

в) понимание действий:

-показать на картинках: где девочка спит , играет , рисует, ест и т.п.

-выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.)

2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных ( показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи)

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА ( с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол  и т.д)

4.Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет):

-показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину

5.Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

-показать на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч- мячик, кукла-куколка)

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1.Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2.Активный словарь

а) существительные (назвать предметы,  картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д)

б) глагольный словарь (назвать  по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д)

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др качества предметов)

3.Состояние грамматического строя (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление форм единственного и множественного числа существительных  в именительном падеже:

стол-столы              мяч-мячи

кукла-куклы           рука-руки

шар-шары               глаз -глаза

б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д)

в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже без предлога.

Назвать по картинкам:

Это хвост кого? (лисы)

Это сумка кого? (мамы)

Это машинка кого? ( мальчика)

Это уши кого? ( зайца)

г)согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными мужского и женского рода ( с 3 лет)

Назвать цвет предметов:

Красный шар                 Синий карандаш

Красная машина            Синяя чашка

д) употребление предложно-падежных конструкций ( с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами)

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Назвать маленький предмет по картинкам :

Стол-столик                нос-

Дом-                             ложка-

Кукла-                          кровать-

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата___________ Логопед_______________________________________________________

Консультации специалистов

ЛОР_________________________________________________________________________

Невропатолог__________________________________________________________________

Психоневролог________________________________________________________________

VI. Используемая литература.

1.О.В. Баранова, Н.Ф.Бережная, Л.Г. Богданова и др. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Изд. КАРО.-Санкт-Петербург, 2008 г

2.Кулькова Нина. Запускаем речь  у неговорящих детей. Диагностика и коррекция от безречия до фразы. Изд. 2-е, -Ростов_на_Дону , 2023г

3.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие.- Ставрополь, 2008.-224 с

4. Асмолова Г.А. и др   Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Методические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского. г. Москва . 2014г.

5. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л.  Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Изд. 3-е, испр. и доп. — Иваново: ЛИСТОС, 2021.  — 80 с. ISBN — 978-5-6045101-2-4

6. Бадалян Л.О. Схема нормального психомоторного развития детей. // Невропатологоия. – М.:Просвещение, 1982.

7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы. Дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М: Просвещение, 1987.

8. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период). – Иваново: ИвГУ, 1983

9. Королёва И.В. Диагностические признаки нарушения слухового и речевого развития у  детей в возрасте от рождения до 3-х лет. –СПб, 2000.

10. Фрухт Э.Л. Дети 1-го года жизни. Особенности психомоторного развития М.: Полиграфсервис, 1998.

11.  Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. // М.: ИКП РАО, 1999

12.  Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М.:Аркти, 2005


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, СТИХОВ И ПЕСЕН НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Темп и ритм являются одними из основных характеристик речи. Пение колыбельных, потешки с ритмическими движениями, детские стихи и танцы являются приятным и эмоционально  содержательным спос...

Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"

В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год....

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста.

Основной потребностью раннего возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Поэтому так необходимо взрослым поддержать и продолжать формировать интерес к окружаю...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возрастаНаучить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Рассказать  о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.Научить выбирать игрушки для  ребенка, учитывая его возрастные особенности....

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....