Консультация для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»
консультация (младшая группа)

Вакунова Ирина Викторовна

Консультация  для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakim_dolzhen_byt_domashniy_igrovoy_ugolok_u_rebenka.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

Каким должен быть домашний игровой уголок у ребенка? Вопрос далеко не праздный, и ответ  на него не очевиден для родителей. Многие, к сожалению, вообще не задаются таким вопросом.

Игровой уголок - это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?

Обязательные элементы игрового уголка является открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). «Напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком. Для уголка понадобиться  также детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50х70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку). Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности. Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

  1. игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами);
  1. игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет – не то же самое, что игра ребенка шести лет);
  1. игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например, кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребенка);
  2. игрушка должна быть привлекательной, эстетичной, безопасной. Привлекательность игрушки связана с её физическими качествами (окраской, материалом, формой) и возможностью включать её в игру, действовать с ней;
  3. игрушки  должны быть безопасными.

Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себе материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребенка.

«Играть, создавать, исследовать"- вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

Для игрового уголка нужно не так уж много:

  • Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте - плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам - игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).
  • Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего».
  • Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).Материалы для лепки, рисования и конструирования – это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств  предметов).
  • Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детскими лото с картинками, кубиками.
  • На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).
  • Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок, лото с несложным содержанием.

 Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться пересмотром содержимого игрового уголка. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к этому следует отнестись деликатно и поначалу просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.

Домашний игровой уголок – это личное пространство ребёнка, которым он владеет полностью, личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам.

В игровом уголке ребёнок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок. Это пространство его свободы, его самореализации.

И нужно помнить, как бы вы не организовали игровой уголок, чем бы его не заполнили, без взрослого, который покажет как этим пользоваться и что из этого получается, обыграет и расскажет, ребенок быстро потеряет к игровому уголку интерес.

Игровой уголок очень полезен тем, что ребенок учится занимать себя сам, организовывать свое время и рабочее место, у ребенка формируется самостоятельность и ответственность.

Рекомендации родителям

Совет 1: заботимся о безопасности.
Создайте безопасные условия для самостоятельной игры ребенка. Так как какое-то время он будет без ежеминутного приглядывания взрослых, необходимо убедиться в отсутствии острых и режущих предметов, наполненных стаканов, розеток без заглушек.

Совет 2: организуем игровую зону.
Организуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно. Как правило, дети любят устраивать там все по своему вкусу и с удовольствием играют в личном уголке продолжительное время. 
 

Совет 3: подбираем развивающие игрушки.
Предложите малышу 
игрушки, с которыми он сможет играть без помощи взрослых. Это могут быть фломастеры или краски, кубики, музыкальные и развивающие игрушки, железная дорога, машинки. Девочки в3 года уже начинают играть в «дом» и любят возиться  с куклами и детской посудой.

Совет 4: интересуемся процессом.
Помните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.
 

Совет 5: поддерживаем контакт.
Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.
 

Совет 6: повышаем интерес к игре.
Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать  или собрать что-то новое.
 

Совет 7: помогаем достичь цели игры
Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь 
пазл. Немного взрослой помощи – и игра продолжается. 

Совет 8: «нарушаем» правила.
Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято.

Совет 9: поощряем самостоятельность.
Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

 Приучение ребенка к самостоятельной игре нужно начинать постепенно и при условии, что малыш спокоен, отдохнул, здоров, сыт и находится в хорошем настроении. Родителям важно ощущать чувство меры, которое подскажет, сколько времени их ребенок может обходиться без присутствия взрослых. 

Совет 10: учим преодолевать трудности.
Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.
 

Совет 11: «копируем» дела взрослых.
Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.
 

Совет 12: придумываем мотивацию.
Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное.  Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.
 

Совет 13: гордимся успехами ребенка.
Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"...

Консультация для родителей. Домашний игровой уголок дошкольника.

Игровой уголок - это личное пространст­во ребенка, где он имеет возможность сво­бодно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?...

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность"

В этой консультации предложены рекомендации родителям о том, каким должен быть домашний игровой уголок и как его обезопасить для ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДОМАШНИЙ ИГРОВОЙ УГОЛОК ДОШКОЛЬНИКА"

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать.Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?...

Консультация для родителей «Домашний игровой уголок дошкольника»

Консультация для родителей «Домашний игровой уголок дошкольника»Выполнила: Грушанина Е.М.Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно дейс...

Памятка для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

Информация, направленная на повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания ребёнка....