Как помочь ребёнку или влияние семьи на агрессивные проявления у детей дошкольного возраста?
консультация

Каретина Галина Владимировна

В статье предлагаются практические рекомендации родителям по предотвращению и снижению агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку или влияние семьи на агрессивные проявления у детей дошкольного возраста?

Снижение  агрессивных проявлений у детей  является  значимой задачей в современном мире. Повышенная агрессивность – частая проблема детского коллектива.

Дети  учатся агрессивности не только на реальных примерах, но и на символических. Сцены насилия, демонстрируемые с экранов компьютера и телевизора, способствуют повышению агрессивности, в первую очередь детей.

Основные источники модели агрессивного поведения: семья, сверстники, средства массовой информации, врождённые особенности ребёнка и др. Семья не случайно стоит первой в этом списке, ведь дома ребёнок проводит гораздо больше времени, поэтому влияние семьи сложно переоценить.

Очень важно, чтобы родители знали способы взаимодействия с детьми для снижения недопустимых агрессивных проявлений. Несомненно, что детские агрессивные проявления проще предупредить, чем остановить. Представленные ниже способы, помогут подготовиться  к агрессивным выплескам заранее.

1.Наблюдайте внимательно за ребёнком, и если заметили малейшее напряжение в поведении, изменение в настроении, постарайтесь разрядить обстановку. Внимательный родитель заранее заметит, что ребёнок устал, голоден или у него накопилось раздражение. Часто всплеск агрессивности  возникает по нарастающей. Поэтому отрегулировать мелкое раздражение малыша легче, чем останавливать истерику в самом её разгаре.

2.Признать право ребёнка на выражении агрессии, (помним, что «плохих» эмоций не бывает), но не на правоту в сложившейся ситуации. Право на переживание агрессии вовсе не означает, что в порыве гнева ребёнок может драться или обзываться.                  

Следует различать чувства и действия, вызванные этими чувствами. И если чувства мы признаём, проговариваем, позволяем их проявлять, то среди действий есть приемлемые и неприемлемые.

Следует различать личность ребёнка и его поступки. Безусловное принятие ребёнка – это  принятие его со всеми его чувствами и переживаниями. Хороший ребёнок может совершать плохие поступки. И задача взрослых научить различать хорошее  поведение от плохого и стимулировать впредь, поступать хорошо, поощряя приемлемые способы выражения агрессии.

3.Придумать для ребёнка, можно и для всех членов семьи, приемлемые способы выражения агрессии. Ребёнок должен знать, как он может выразить агрессию и не быть за это наказан.

-Можно попинать подушку, покричать в неё, порвать бумагу, попинать диван и т.д.

-Можно выразить недовольство словами «мне это не нравится», «я хочу по-другому» и т.п.

-Можно удалиться и переживать в одиночестве. Это способ хорошо подходит для детей интровертов – свои  трудности они переживают сами без участия окружающих.  

Можно пробовать разные способы путём проб и ошибок и найти тот единственный, который подходит для вас.

4.В правилах, применяемых в вашей семье, делать акцент на разрешительной части. Запрещать умеют все родители: «нельзя», «так не делают», «это плохо», но самостоятельно найти способ «как можно» ребёнку не под силу, и  малыш будет переживать по поводу того, как несовершенен этот мир. Поэтому очень важно рассказать ребёнку о разрешённом способе поведения. Например, «Драться нельзя, можно попросить игрушку или поменяться игрушками на время, или подарить на крайний случай». У ребёнка должна сложиться позитивная картина мира, где ясно, что и как можно делать. Поэтому для каждого «нельзя» нужно обязательно показать подходящее «можно» и делать акцент именно на нём.

Ребёнку необходимы правила, в своём взрослении ему необходимо на что-то ориентироваться. Он нуждается в постоянстве, в стабильности мира, всё это ему дают правила. Без них, жить в неопределённости очень страшно и некомфортно.

5. Взрослым важно самим наблюдать за своими агрессивными проявлениями. Родитель, который сам не справляется со своей агрессией (не признаёт её, подавляет или постоянно выплёскивает в неприемлемой форме) не сможет научить ребёнка спокойствию и равновесию, так как дети больше ориентируется на поведение взрослого, чем на его слова. Если мама говорит, что с воспитателем нужно разговаривать вежливо, то ей самой следует выполнять это правило.

Поведение ребёнка формируется не только посредством правил и наблюдений за взрослыми, так же хорошо проводить совместный досуг за чтением литературных произведений, подробно обсуждать поступки литературных героев. Хорошо задавать ребёнку вопросы: «Как ты поступишь? / Как бы ты поступил?»  Для  детей старшего дошкольного возраста, хорошо подойдут «Денискины рассказы», все истории про Незнайку, Карлсона, дядю Фёдора, Чебурашку и пр.  Также отлично служат истории, участниками которых были близкие родственники, мама, папа, дядя, которые были в том же возрасте, что и у вашего ребёнка на данный момент. Такие истории трогают детей более эмоционально, поэтому и запоминаются на всю жизнь.

С детьми можно играть в специальные игры. Если ребёнок склонен проявлять физическую агрессию (дерётся, кусается), то ему подойдут игры, в которых движения совпадают с реальными физическими проявлениями.

-Драка воздушными шариками или подушками,

-Выбивание ковра выбивалкой или палкой с изгнанием оттуда микробов, можно сопроводить выбивание криками.

-Разрывание бумаги на мелкие кусочки на скорость и потом бросаться этими кусочками.

-Пинание или бросание мяча, главное там, где ребёнок никого не заденет этим мячом.

-Игры в зоопарк с рычащими и скалящимися животными.

Все игры следует проводить вместе с ребёнком и лучше в то время, когда ребёнок спокоен и не делает попыток проявить агрессию.

Также очень важно, чтобы в семье существовали некие стандарты воспитания. Согласованность в действиях взрослых членов семьи даёт ребёнку чувство уверенности и защищённости.

Есть твёрдые «нельзя» для родителей, которые хотят социально-приемлемых проявлений агрессивности у своих детей.

Во-первых, это запрет на физическое насилие со стороны взрослых. Физическое насилие по отношению к ребёнку со стороны взрослых включает в себя порку, шлепки, пощёчины, подзатыльники, пинки, грубые хватания, толкание ребёнка, удары предметами, которые оказываются под рукой, запрет на естественные потребности (еда, сон, туалет).

Во-вторых, это запрет на психологическое насилие. К психологическому насилию относим все виды вербального насилия: ор, крики, обвинительные высказывания, унижающие достоинство ребёнка. Запугивание ребёнка, наказание, растянутое по времени (несколько часов в одиночестве, или несколько дней без телевизора, компьютера и т.п.), излишняя интенсивность воздействия на ребёнка (и накричать, и шлёпнуть, поставить в угол плюс лишение общения и игрового времяпрепровождения).

Память об агрессивных воздействиях родителей ребёнок пронесёт в течение всей своей жизни, хотя постарается о них не вспоминать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снятие агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста

Цель: коррекция  проявлений агрессивного поведения у старших дошкольников через сказку, снятие психоэмоцинального напряжения через обучение детей приемам релаксации....

Комплекс занятий по снятию агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста («Уроки добра»)

Цель: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения....

Влияние семьи на развитие математических представлений детей дошкольного возраста

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Влияние семьи на становление агрессивного поведения является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в ...

Консультация педагога - психолога для воспитателей на тему:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

В данной консультации описываются: сущность понятия "агрессивность", ее причины,  пути коррекии, игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....