Консультация для родителей "История создания народной игрушки -матрёшки"
консультация

Королёва Ольга Александровна

В данной статье рассказывается об истории создания матрёшки, о некоторых видах матрёшки, об особенностях росписи народной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «История создания народной деревянной игрушки - матрёшки»

   Народная игрушка- матрёшка будит мысль и фантазию ребёнка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и вдруг возникает  другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах 19 века в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Милютина. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем –   нибудь отличались друг от друга, а последняя восьмая изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

В 1900 году с закрытием мастерской «Детское воспитание» и открытием в Сергиевом посаде учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрёшек. Пытались изменить форму матрёшки, но фигурки в виде древне –русского шлема и конусообразные  не нашли спроса. Осталась и выпускается  до нашего времени матрёшка традиционной формы.

Впервые русские матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрёшек за границу.

Постепенно ассортимент матрёшек расширялся. Мастера Сергиева посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами,  герои русских народных сказок. Изготовляли матрёшек от 2-х до 24 –х местных, а в 1913 году для выставки в Петербурге токарь Н.         Булычёв выточил 48- местную  матрёшку.

В начале 20 века производство наладилось  в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.

Семёновская матрёшка более стройная, вытянутая. Относительно тонкий верх, резко переходит в утолщённый низ. Колорит росписи  сочетает  яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её переднике всегда букет ярких цветов. Не похожа она на загорскую и чертами лица. Высоко посаженными глазами, дугообразными бровями, ртом – бантиком, малиновым румянцем.

Мастерам Полхов- Майдана хотелось отличиться, ведь только тогда их продукция стала бы более заметна, а значит и более покупаема. В Полх-Майдане не зацикливались на одном образе, не привязывались к «догмам», не вырабатывали правил. Но всё же, их матрешка вскоре обрела свой, особый и узнаваемый образ. Она вытянутая, стройная. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в туловище. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми. Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками. Основные цвета матрёшки- это цвета анилиновых водных красителей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.

Тема матрёшки развивалась, у неё появились «родственники»-  ваньки –встаньки, неваляшки.

Для изготовления  матрёшек выбирают берёзу или липу. Дерево просушивается, разрезается  на чурки, вытачивается, прошкуривается и лишь потом поступает на роспись. В Загорске матрёшки расписываются гуашью прямо  по дереву и покрываются лаком. Семёновская же -3 раза покрывается картофельным клестером и только после этого расписывается анилиновыми красками с последующей лакировкой.

Суть  русской матрёшки - семья, дружба да любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический паспорт проекта Цель проекта: • формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой.

Методический паспорт проектаЦель проекта:·        формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой....

Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка.

Кто не знает своего прошлого -  тот не имеет будующего...

Консультация для родителей. Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребенка.

quot;Кто не знает своего прошлого- тот не имеет будущего".(Гласит народная мудрость).Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного нар...

Консультация для родителей Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка.

Консультация для родителейРусская народная игрушка «Матрёшка»в жизни ребёнка. Консультация для родителей  «Русская матрешка»...

Результат творческого проекта "Моя любимая игрушка: Народная игрушка Матрёшка"

В данной презентации вы можете ознакомиться с проектом и его результатом...