Консультация для родителей "История создания народной игрушки -матрёшки"
консультация

Королёва Ольга Александровна

В данной статье рассказывается об истории создания матрёшки, о некоторых видах матрёшки, об особенностях росписи народной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «История создания народной деревянной игрушки - матрёшки»

   Народная игрушка- матрёшка будит мысль и фантазию ребёнка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и вдруг возникает  другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах 19 века в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Милютина. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем –   нибудь отличались друг от друга, а последняя восьмая изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

В 1900 году с закрытием мастерской «Детское воспитание» и открытием в Сергиевом посаде учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрёшек. Пытались изменить форму матрёшки, но фигурки в виде древне –русского шлема и конусообразные  не нашли спроса. Осталась и выпускается  до нашего времени матрёшка традиционной формы.

Впервые русские матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрёшек за границу.

Постепенно ассортимент матрёшек расширялся. Мастера Сергиева посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами,  герои русских народных сказок. Изготовляли матрёшек от 2-х до 24 –х местных, а в 1913 году для выставки в Петербурге токарь Н.         Булычёв выточил 48- местную  матрёшку.

В начале 20 века производство наладилось  в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.

Семёновская матрёшка более стройная, вытянутая. Относительно тонкий верх, резко переходит в утолщённый низ. Колорит росписи  сочетает  яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её переднике всегда букет ярких цветов. Не похожа она на загорскую и чертами лица. Высоко посаженными глазами, дугообразными бровями, ртом – бантиком, малиновым румянцем.

Мастерам Полхов- Майдана хотелось отличиться, ведь только тогда их продукция стала бы более заметна, а значит и более покупаема. В Полх-Майдане не зацикливались на одном образе, не привязывались к «догмам», не вырабатывали правил. Но всё же, их матрешка вскоре обрела свой, особый и узнаваемый образ. Она вытянутая, стройная. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в туловище. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми. Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками. Основные цвета матрёшки- это цвета анилиновых водных красителей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.

Тема матрёшки развивалась, у неё появились «родственники»-  ваньки –встаньки, неваляшки.

Для изготовления  матрёшек выбирают берёзу или липу. Дерево просушивается, разрезается  на чурки, вытачивается, прошкуривается и лишь потом поступает на роспись. В Загорске матрёшки расписываются гуашью прямо  по дереву и покрываются лаком. Семёновская же -3 раза покрывается картофельным клестером и только после этого расписывается анилиновыми красками с последующей лакировкой.

Суть  русской матрёшки - семья, дружба да любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка.

Кто не знает своего прошлого -  тот не имеет будующего...

Консультация для родителей. Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребенка.

quot;Кто не знает своего прошлого- тот не имеет будущего".(Гласит народная мудрость).Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного нар...

Консультация для родителей Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка.

Консультация для родителейРусская народная игрушка «Матрёшка»в жизни ребёнка. Консультация для родителей  «Русская матрешка»...

Консультация для родителей "Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка".

laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»     (Народная мудрость) Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовн...

Консультация для родителей. «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка».

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для р...

Консультация для родителей Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка

laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    ...