С днем рождения, Санкт-Петербург!
консультация (подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Поздравляем город с днем рождения! Знакомим детей с достопримечательносями Петербурга!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_s_spb.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

Выборгского района Санкт-Петербурга

Консультация

для родителей на тему:

«Знакомим детей с  городом Санкт-Петербург»

Составитель:

учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

Серкунова Клара Рауфовна

Санкт-Петербург

2020

Цель:

Профессиональное компетентное просвещение родителей по организации усвоения детьми лексической темы: «Город. Санкт-Петербург»

Задачи:

- ознакомление родителей с основными направлениями, компонентами  развития устной речи воспитанников дошкольного возраста по лексической теме;

- совершенствование взаимодействия учителя-логопеда с родителями в реализации обучения и развития воспитанников по подготовке воспитанников к связной речи.

 

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский.

Уважаемые родители!

Цель нашей встречи сегодня – воспитание современного, культурного маленького человека, жителя нашей Родины, который любил бы свою страну, город, в котором он живет.  Одним словом - воспитание маленького петербуржца. Перед нами стоит задача: привить любовь к родному городу, научить восхищаться  его красотой, заботиться о нём. Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе. Не зря говорят:  Санкт-Петербург -  «Музей под открытым небом».

Рекомендую вам         в помощь замечательный  «Путеводитель для детей. Санкт-Петербург», автор Т.Ю. Кравченко, - М.: Издательство АСТ, 2019. В этой книге вместе  с детьми вы попутешествуете по историческим местам любимого города, узнаете много нового, сделаете для себя открытия. Язык книги прост и доступен для восприятия детей. В любом случае вы можете адаптировать его для возраста своего ребенка.

Познание Петербурга детьми немыслимо без пеших прогулок. В таких прогулках главное не количество увиденного, а радость познания нового об одном из красивейших городов мира. Чтобы у детей возник интерес, целесообразно знакомить  их с достопримечательностями города, отправляясь  в игры-путешествия, экскурсии и т.д.

Во время прогулок следует обращать внимание детей  на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, кирпичные, деревянные), на памятники архитектуры, фасады домов, именитые таблички, кто и когда жил в этих домах, парки, мосты и т. д.  Рассказывайте историю города, чем он знаменит (происхождение герба, щита, флага и т. д.).  Рассматривайте с любопытством иллюстрации, фотографии и открытки с изображением города (улицы, исторический центр, старинные здания, которые там расположены), посещайте музеи, храмы, площади, восхищайтесь картинами великих мастеров: Саврасова, Васнецова, Коровина. Все это по себе закладывает основу для восприятия красоты, приобщения к культуре. Не забывайте много беседовать с детьми. 

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» гласит античная поговорка. Истинная любовь к своей стране, к своему городу немыслима без любви к своему языку!  

 «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! … Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (Д.С. Лихачёв «Учиться говорить и писать», из цикла «Слово к молодым»).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи (Н. В. Гоголь).

 Чтобы дети правильно и красиво могли рассказать о своем городе, родителям необходимо обогатить и расширить знания детей по лексической теме  «Город», т. е. закрепить в домашних условиях  следующие  разделы:

1.Словарь и словообразование

2.Грамматический строй

3.Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

4.Связная речь

а) Обогатите словарь:

Объясните детям значение незнакомых слов. Убедитесь в правильном понимании ребенком новых  слов и их употреблении в речи!

Составьте с каждым из них предложение для образца. Предложите ребенку самому составить предложение с новым словом.

закрепите предметный словарь:

Город, улица, переулок, проспект, площадь, парк, аллея, бульвар, тротуар, почта, администрация, магазин,  ларек, киоск, школа, детский сад, стадион, больница, поликлиника, аптека, герб, библиотека,  цирк, село,  деревня, продавец, аптекарь, врач, библиотекарь, почтальон, мэр, царь, памятник, собор, символ и т. д.

закрепите глагольный словарь:

Строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать, заботиться и т. д.

закрепите  словарь признаков:

Областной, родной, чистый, многолюдный, тихий, шумный, нарядный и т. д.

закрепите  словарь наречий:

Чисто, шумно, нарядно, празднично и т.д.

закрепите  словарь антонимов:

Многолюдный - безлюдный, узкий – широкий, шумный - тихий.

Словообразование:

Образуйте новые слова (однокоренные, родственные):

Город  - городок, городишко, городище, городской, пригородный 

Дом - домик, домишко, домище, домовой, домосед, домовничать

Прилагательные  от существительных : город – городской,  пригород –пригородный  и т. д.

 Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: город - городок, улица – улочка и т. д.

Прилагательные от словосочетаний:  площадь рядом с вокзалом - привокзальная площадь и т. д.

Сложные слова: много людей - многолюдный.

Закрепите   грамматический строй:

- подберите признаки к предмету: город - многолюдный, ….

- образуйте множественное  число существительных: город – города, много городов, ….

- согласуйте  числительные, местоимения, наречия с существительными: один дом, мой город, много улиц.

- предложно-падежное управление: используйте предлоги: у, за, перед, от, между, у, к, из, из-за, в, на.    Машина из города… (выехала),  к городу… (подъехала), на мост…, через мост…, вокруг гаража…, от дома…,  до дома…, в ворота..

 Пешеход к мосту… (подходит), через мост… (переходит), от моста… (отходит), на мост…, с моста…, под мостом…и т. д.

Дидактические игры:

 «Слова-родственники», «Один-много»   «Большой-маленький», «Каким что бывает?»,  «Подбери действие», «Добавь словечко» (с мячом):

Образец: Летний…, Медный…, Зимний…, Львиный…, Александровская…, Дворцовая…, Исаакиевский…, Заячий…. и др.

 Работа с деформированным предложением 

«Распутай предложение» 

Находится, дом, площадь, перед.

Дом,около,кинотеатр,есть.
Детскийсад,угол,стоит,за.
Возле,парикмахерская,дом,построили.
Рядом,рынок,с,дом.
Улица, на, дома, стоят.

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления):

а) Предложите детям разгадать загадки: 

-По ней в торжественные даты

Парадом шествуют солдаты,

И елкой самою большой

Она украшена зимой (площадь)

- Стоит весь день – Ему не лень.

А как вечер придет – Работать начнет (фонарь)

Проговорите чистоговорки о городе:

В сентябре пришли дожди:

Больше солнышка не жди.

Город обижается-

Мерзнет, простужается!

День длиннее, ночь короче.

Значит, время белой ночи.

Хочешь - спи или читай.

Впрочем, лучше погуляй!

Над городом Петроградом

Грохотала гроза с градом.

Острова. Их сорок два,

А вокруг - река Нева!

Нева в обрамлении  гранитном

Красою своей знаменита.

Якоря на гербе нашем.

Я не знаю герба краше!

Ледоход, ледоход!

Вдоль Невы лед плывет.

На кленовой аллее

Листья кленов алеют.

Адмиралтейская игла

Кораблик в небо подняла.

Летний сад гостей встречает,

На прогулку приглашает.

Храм на площади стоит.

Купол золотом горит.

В залах Зимнего дворца

Экскурсантам нет конца!

Зодчий Растрелли. Зимний дворец.

Стиля барокко прекрасный венец.

б) Разучите пальчиковую гимнастику «Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать!

Невский – раз, Зимний – два, три – красавица – Нева!

А четыре – мост Дворцовый, пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу и на купол погляжу!

Семь – конечно, Летний Сад, как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы, были там, наверно, вы,

Девять – повстречался мне – Медный всадние на коне.

Десять – из-за поворота вижу Нарвские ворота!

в) Выучите стихи о городе

г) Проблемные вопросы:

Поговорите с детьми о том:

-Как сделать город красивым?

- Почему так называют: пригород, улицы: Озерная, Школьная, Тенистая, Парковая, Зеленая, Почтовая и т. д.

д) Объясните детям значение выражений:

- не по адресу;

- зеленая улица;

- строить воздушные замки.

4. Развивайте связную речь:

а) Составьте загадки-описания.

б) Описательные рассказы.

в) Сравнительно-описательные рассказы (улица - переулок, улица -площадь, магазин - ларек, школа -детский сад, город - село, дорога -тротуар).

Составьте рассказы по темам:

- «Мой дом»

- «Мой родной город»

- «Прогулка по городу»

-«Рассказ о городе по плану»

- «Самое любимое место в городе»

- «Мой путь от дома до сада»

- «Как работает светофор»

- «Герб нашего города»

5. Упражнения на развитие графических навыков:

- Раскрашивание, рисование, лепка, выкладывание мозаики, из счетных палочек, спичек достопримечательностей города  и т. д.

- Составление коллажей, аппликаций  «Мой город», «Моя улица», «Дом, в котором мы живём» и т. д.

Так, играя с детьми в различные игры, разучивая стихи, составляя загадки, проговаривая чистоговорки, рисуя,  дети более полно и осознанно усвоят знания о нашем городе, научатся любить его, гордиться им, оберегать его. И мы с вами должны помочь им в этом!

Закончу свое выступление словами   А. И. Куприна:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен!

22.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С Днем рождения Санкт-Петербург!

Красота, таинственность, атмосфера нашего прекрасного города....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

С Днем рождения, Санкт-Петербург!

Презентация создана в рамках программы "Петербурговедение для дошкольников" и приурочена ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Накануне празднования Дня города мы с детьми старшей группы вспоминаем главны...

Викторина – праздник «С днем рождения, Санкт – Петербург» !

Заключительный этап проекта:Викторина – праздник «С днем рождения, Санкт – Петербург» !Цель проекта: Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памяти у ребят основные достопри...

Игра по станциям для детей старшего дошкольного возраста "С Днем рождения, Санкт - Петербург!"

Игра по станциям организованная на улице с целью воспитания собственного эмоционального – ценностного отношения к родному городу Санкт-Петербургу, бережное отношение к объектам культурного и природног...

сценарий праздника для детей второй младшей группы "С днем рождения, Санкт - Петербург!"

сценарий вечера досуга для детей младшего дошкольного возраста, посвященного дню рождения Санкт - Петербурга, в который входят как музыкальные номера, так и подвижные игры, элементы эстафеты, музыкаль...

С Днем рождения, Санкт-Петербург (Сценарий досуга для старшей и подготовительной групп)

Досуг составлен с целью расширения представлений детей об изменении облика города Санкт-Петербурга в праздничные дни. Проводить досуг воспитатель иможет самостоятельно или совместно с музыкальным руко...