Консультация для родителей Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
консультация (младшая группа)

Развитие речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

 дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 92

Красносельского района Санкт – Петербурга

 

Консультация для родителей

Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

 

                                             Составитель:

Шишкина Лариса Анатольевна

Дата проведения 20.05.2020г.

                                                                        Санкт-Петербург

2020

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

      Развитие речи детей раннего возраста.

      В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов и речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:

Гуление ребенка. Оно начинается приблизительно со второго месяца жизни и продолжается до 6-7 месяцев.

Лепет. С 7 месяцев ребенок начинает произносить много разных слогов, составлять из них несуществующие слова. С этого возраста они начинают подражать взрослым, и им хочется говорить так же, как и они. Самое активное развитие речи у детей начинается именно сейчас.

Первые слова. Как правило, они появляются ближе к году. Но, как уже известно, исключения могут быть, особенно у детей раннего возраста. Поэтому если первые слова появляются у детей в возрасте от одного до трех лет, это тоже считается нормальным. Как уже говорилось выше, все зависит от многих факторов и условий развития ребенка

К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.

Но стоит учесть, что разные специалисты называют различные числа. Поэтому ничего нет страшного в том, если у ребенка в два года скудный словарный запас, скорее всего, он накапливает пассивный арсенал. Но если в этом возрасте ребенок совсем не говорит, и родителями отмечены неврологические проблемы, в таком случае необходимо проконсультироваться со специалистом.

Ситуации, неблагоприятные для развития речи: малое общение, ограниченное гигиеническим уходом, погруженность взрослого в собственные проблемы, а также, напротив, слишком хорошее понимание ребенка и выполнение всех его требований. Если у ребенка замедленно развивается собственная активная речь, необходимо удостовериться, что у него нормальный слух, что он понимает обращенные к нему просьбы и предложения в пределах ситуации общения, разумно играет, пытается подражать словам. В этом случае повода для особого беспокойства нет, однако необходима специальная педагогическая работа. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей 2 - 2,5 лет могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

После 2-х лет речь принимает форму диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним. Диалог является частью совместной деятельности ребенка со взрослым. 2-х летние дети понимают как общие вопросы, требующие ответов «да» - «нет», так и специальные, начинающиеся со слов «где», «кто», «что», и обычно отвечают на них правильно. На вопросы, начинающиеся со слов «когда», «как», «почему», «зачем», дети отвечают так, как будто их спросили «что» и «где», но к 3-м годам понимание таких вопросов уточняется.

Развитие речи в раннем возрасте требует постоянной тренировки, а помочь ребенку в этом непростом деле можно с помощью следующих правил :

1.С ребенком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.

2.Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.

3.Проговаривайте ребенку имена близких людей и названия всех предметов, которые его окружают. Во время беседы следите за своей речью, важно, чтобы она была выразительной, четкой, грамотной, но в то же время простой и ясной.

4. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

5.Побольше задавайте малышу вопросы, стимулируя его к размышлениям и побуждая к ответам. Ко всему прочему всегда рассказывайте ребенку, о чем думаете и что делаете в определенный момент. Во время разговора с крохой покажите, что вы внимательно его слушаете: смотрите в глаза, отвечайте на вопросы, улыбайтесь и кивайте.

6. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.

7. В развитии речи детей раннего и дошкольного возраста важно создать правильную атмосферу, а помочь в этом могут непосредственно родители. Поэтому важно поддерживать все начинания крохи, хвалить даже за незначительные успехи, как можно чаще с ним играть и уделять больше времени, несмотря на загруженность мам и пап.

8. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

9. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать. Приведем самые распространенные и эффективные из них.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года нужно  давать как можно чаще речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, учить произносить слово правильно. Более сложные – когда ребенка просят: «Рома, Полина принесла тебе машину, и я советую тебе поблагодарить ее. Подойди к Полине, улыбнись ей, и скажи: «Спасибо тебе, Полина».

Во-первых, такие задания полезны для развития речи, потому что мы даем ребенку образец речи и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно также сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения».

Во-вторых, эти задания полезны, потому что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь.

В работе с детьми раннего возраста  эффективно сочетать наглядность  со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагать  детям различные легкие упражнения (подуть на перушко, ватку), игры «Пузыри летят», «Пускание корабликов».

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.

Литература

Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство - пресс, 2011 г.

Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1982 г.

Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер - сэ, 2006 г.

Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Одна из важнейших задач психического и личностного развития  ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Рекомендации по воспитанию ребёнка раннего возраста, способствующих своевременному становлению речи....