Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Юлия Викторовна

В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формировании элементарных математических представлений. Применение дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений  определяется тем, что представленный вид игр отличается своей содержательностью, многоплановостью, что положительно сказывается не только на формировании элементарных математических представлений, но и на развитии у детей познавательной активности, инициативности и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod_didakt_igra.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному направлению.

Консультация для родителей:

«Дидактическая игра как средство формирования  математических представлений у дошкольников»

                                                                                            Составила и провела:

                                                                               Носова Ю. В.  

Бердск 2019

 Современное дошкольное образование ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка с акцентом на формирование математических знаний, выступающих базой для дальнейшего повышения познавательного интереса у детей.

В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формировании элементарных математических представлений. Применение дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений  определяется тем, что представленный вид игр отличается своей содержательностью, многоплановостью, что положительно сказывается не только на формировании элементарных математических представлений, но и на развитии у детей познавательной активности, инициативности и т.д.

Изучение научных материалов, посвященных рассматриваемой нами проблеме, позволяет говорить о высокой эффективности дидактической игры, используемой в качестве средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, что может быть объяснено спецификой содержания игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений позволяет развить у детей дошкольного возраста способности к анализу, сравнению, структурированию, обобщению и т.д.

Особое внимание стоит обратить на дидактическую игру, используемую при формировании математических представлений, как способ совершенствования памяти дошкольников, что обусловлено тем, что содержание игры требует от ребенка запомнить данные с последующим их воспроизведением в процессе игры.

Наиболее распространенными играми, используемые для формирования математических представлений, являются следующие дидактические игры:

1. В зависимости от материала дидактические игры разделяются на два вида:

•        игры с предметами;

•        словесные игры.

2. В зависимости от характера игровых действий.

•        игры-путешествия;

•        игры-предположения;

•        игры-загадки;

•        игры-беседы.

3. В зависимости от количества участников:

•        коллективные;

•        групповые;

•        индивидуальные.

Специфика индивидуальных игр заключается в их организации для одного ребенка или небольшой их группы, не превышающей 3 человек. Коллективные игры предполагают участие всей группы дошкольников, групповые организуются для подгруппы.

Дидактическая игра  обладает множеством возможностей для формирования математических представлений. В частности, к ее ресурсам можно отнести следующие:

-   систематизация теоретического материала;

- практическая направленность дидактических игр (суть данной возможности заключается в том, что целью игры является перенесение теоретических знаний в практическую деятельность);

-  активный характер познавательной деятельности, реализуемой в процессе дидактической игры;

- возможность систематизации взаимодействия взрослого и дошкольника.

Дидактические игры, как отдельный способ обучения элементарным математическим представлениям подразделяются на следующие группы:

1) дидактические игры, направленные на более глубокое и широкое формирование представлений о математических категориях, а также закрепление опыта применения теоретических;

2) дидактические игры, целью которых является формирование и поддержание интереса и положительного отношения к математике и ее отраслям;

3) дидактические игры, целью которых является вовлечение в процесс совершенствования математических знаний.

В результате применения дидактических игр разного плана при обучении дошкольников, могут быть получены следующие итоги:

– сформированность необходимых математических знаний и представлений у дошкольников;

– формирование ряда познавательных навыков и умений, которые соответствуют содержанию математических представлений;

– аккумулирование положительного опыта взаимодействия и оперирования математическими категориями;

– овладевают качественными умениями и навыками в доступной им в процессе развития собственной личности в обучения элементарным математическим представлениям.

Дидактические игры также способствуют развитию нестандартного, выходящего за принятые шаблоны, мышления, воображения, фантазии. К числу дидактических игр, направленных на развитие нестандартного мышления, можно отнести такие из них как «Найти нестандартную фигуру», «Мельница», которые реализуют поставленную цель при выполнении действия.

Среди задач, реализуемых дидактическими играми, также можно отметить развитие логического мышления у дошкольника, что достигается такими мирами как поиск чисел, продолжение цепочки из геометрических фигур и т.д.

С усваиванием и пониманием детьми простых игр, их задачи усложняются, например, предлагается чередовать объекты одновременно величиной и формой.

Итак, игра является одним из важных видов деятельности дошкольников, в силу того, что она способствует быстрому усвоению необходимой информации, развитию личностных качеств в ходе реализации игровой деятельности.

Также стоит отметить тот факт, что дидактические игры определяют процесс работы детей по формированию математических представлений у детей, поскольку ориентированы на применение теоретических знаний на практике.

Список использованной литературы:

  1. Бабаева, Е.А., Гребенникова, Н.Л. Развитие математических представлений дошкольников в игровой деятельности // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. –2015. – №2 . –С. 21-23.
  2. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки, программа разбития математических представлений у дошкольников ФГОС. – М.: Сфера, 2015. – 432 с.
  3. Мелузова, М.И.  Игра как метод формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и педагогические технологии. –2016. – № 1 (7). –С. 248-250.
  4. Прокофьева Л.Н.  Развитие математических представлений дошкольников // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы.  –2016. –№ 2. – С. 96-97.
  5. Торонина Н.М.  Использование игровых методов и приемов для развития математических представлений // Проблемы школьного и дошкольного образования. – 2015. – №2. –С. 39.
  6. Тарасьян С.Н.  Формирование и развитие математических способностей в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы образования детей. –2015. – №2. –С. 104-108.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего возраста»

Игра это естественный способ развития ребенка. С помощью игр ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, памя...

Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего возраста».

Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего возраста....

Консультация для воспитателей: «Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников».

Консультация для воспитателей:«Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников». Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, ...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста».

Консультация для воспитателей«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста»....

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника"

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего....

Консультация для родителей «Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отраж...