Консультация для родителей «Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»
консультация
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Еще одна особенность игровой деятельности - ее самостоятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет разговор с воображаемым персонажем игры, говорит за врача и за больного.
В процессе дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной деятельности.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения).
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Игра является средством воспитания, только тогда, когда она включается в целостный педагогический процесс. Воспитательное значение дидактической игры и в том, что она способствует развитию у детей активности, самостоятельности и веры в собственные силы.
Игра-это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, их взаимоотношений. Знания об окружающей жизни даю детям в такой последовательности: сначала знакомлю детей с содержанием трудовой деятельности определенного вида (строителей, хлеборобов, овощеводов, продавцов и т. д., далее - с машинами, облегчающими труд, с этапами производства при создании различных предметов, продуктов (строительство жилых домов мостов, выращивание овощей и т. д.). После чего раскрываю перед дошкольниками значение различных видов труда, что способствует воспитанию трудолюбия.
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры, игровые правила, игровые действия), заключение или окончание игры.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.
Игровое действие это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе.
Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и значит, поставленная задача не будет достигнута.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, нашей армии, людях, о разных профессиях.
С помощью дидактических игр, воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Использование дидактических игр в работе с детьми среднего и старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудится. Например, в игре «Кто построил дом?», дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы – проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий. Появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Красочные, красивые дидактические игры, привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, честность и другие.
Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым, не требуй всегда ведущей роли, быть милым и добрым всегда.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
2. в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
3. игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
4. игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
5. в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
6. игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
7. дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация позволяет познакомить родителей с тем, как можно с помощью использования дидактической игры подготовить дошкольника к обучению в школе. создать основу для обучения грамоте в п...
Консультация для родителей "Дидактическая игра-как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества-речью.Народная мудрость сделала дидактическую игру,которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.Ди...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-793382-1513505160.jpg)
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1093330-1573395533.jpg)
Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речи"
Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли, ра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-948370-1678959843.jpg)
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1332958-1669266821.jpg)
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1193145-1586405116.jpg)
Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника"
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего....