Особенности руководства игры до 1 года.
консультация

Побережная Надежда Александровна

Сколько нужно времени, чтобы научить ребенка играть? Времени нужно немного, но от родителей потребуется терпение и умение не мешать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_igry_detey_do_1_goda.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности руководства игры до 1 года.

Подготовила: воспитатель гр. №5

Побережная .Н.А.


«Игра будит ум и воображение», — говорил немецкий педагог Франц Фребер. Итак, игра.

 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ИГРА?

Что изменилось в вашей жизни, когда у вас появился малыш? Прибавилось забот? Вы помолодели? Или вновь окунулись в мир детства? Каждый из нас с легкостью грустью и сожалением вспоминает о том, что детство кончилось, что настала взрослая самостоятельная жизнь. И вот жизнь дает вам шанс окунуться в мир детства. Вы вновь окунетесь в волшебную страну, вновь переживете незабываемые минуты. Мечтайте вместе с детьми, и вы найдете разгадку вечной загадки Вселенной — ребенок. Дети любят, когда с ними шутят, играют, фантазируют, дурачатся, а еще они в полном восторге, когда их дурачат . Они не терпят лжи и неискренности, они их чувствуют, как говорится, нутром, безошибочно и остро, но шутливый обман их восхищает и приводит в восторг. Самый любимый детьми человек — фантазер, хитрец, сказочник. Взрослый внешний мир создан мастерами реального дела, а внутренний мир ребенка — мастерами обмана, выдумки, фантазии. Ребенок играет, творит свой мир постоянно, каждую минуту, и всегда, по мнению взрослых, в самый неподходящий момент. Надо торопиться, а ребенок копается, он стоит и о чем-то думает, он в мире своих фантазий. Необходимо быть крайне осторожным и не выдергивать ребенка из мира игры резким и неосторожным словом, звуком, действием. Ни одна мама йе разбудит своего малыша громкимч:ловом или толчком, но еще опаснее будить ребенка, йогрузившегося в мир игр и фантазий. Можно нанести душевную травму ребенку, который, вдруг резко выйдя из своей любимой игры, потерял любимого героя или не может больше туда возвратиться из-за состояния испуга.

А сколько же нужно времени, чтобы научить ребенка играть? Времени в принципе нужно немного, но от родителей потребуются терпение и умение не мешать. Надо быть наблюдателем, деликатным, тактичным, ненавязчиво направляющим и умеющим прийти на помощь.

Главное, что нужно в «руководстве» .детской игрой, — это не спешить, позволить ребенку быть таким, каков он есть, и очень мягко, не форсируя событий, не требуя, а предлагая, заинтересовывать и развивать игровое умение ребенка в нужном направлении.

Игра, как известно, наиболее эффективный и действенный способ познания мира как для ребенка, так и для взрослого. Опыт, который приобретается в ходе игры, сохраняется на протяжении всей жизни. Игра является средством развития личности человека, она способствует становлению характера, интеллектуальной, психической и физической деятельности. Поэтому родителям следует как можно раньше начинать играть со своими детьми, что будет способствовать развитию их врожденных способностей, умению общаться и адаптироваться в сложных ситуациях.

Все же что такое игра? Как дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос? Обратимся к работе немецкого педагога Фридрих Фребера «Воспитание человека» (1848 г.). По мнению ученого, «игра есть высшая степень детского развития... она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности... Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно настойчиво  непременно сделается также спокойным, настойчивым... Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».

Игру называют основным видом деятельности ребенка. А если немного подумать, то и во взрослой жизни постоянно присутствует игра как способ познания мира и приобретения знаний. Ребенок, играя, познает окружающий его мир, учится общению. В игре проявляются самые разнообразные стороны его личности, более того, .в процессе игры складываетсл модель поведения маленького человека, которая закрепляется в дальнейшем и переходит в структуру поведения взрослого человека.

Характеристика ребенка. Первый год жизни занимает особое место в развитии малыша, поэтому отличаются задачи и содержание воспитательной работы с детьми этого возраста. Первая особенность - относительно низкая сопротивляемость и большая ранимость организма.. На состояние здоровья  влияют изменения температуры и условий окружающей среды, а также нарушения в режиме дня, гигиеническом уходе и кормлении. Опоздание  в кормлении или укладывании, нарушение методики изменяют возбудимость нервной системы, что отрицательно  сказывается на здоровье маленьких детей, особенно в первые месяцы жизни.

С 1,5-2-месячного возраста время от времени необходимо братъ малыша на руки и держать вертикально, придерживая под  грудку и под ягодицы, чтобы развивать и укреплять у  него умение удерживать голову в таком положении. Нужно, чтобы к 2,5-3-месячному возрасту находясь на руках у взрослого, ребенок уже не только хорошо удерживал голову, но и останавливал взгляд на лице взрослого, который его держит  и с ним разговаривает. Особенно важно  брать детей на руки в Доме ребенка, где они лежат больше, чем в семье. Однако слишком частое пребывание на руках  у взрослых уже в этом возрасте

воспитывает отрицательную привычку и затрудняет развитие разнообразных движений; брать на руки его надо ненадолго и в  основном тогда, когда он спокоен.        

После 3 месяцев особое внимание надо обратить на развитие движений рук. Для этого, прежде  всего,  следует вешать игрушки низко над грудью детей раннего возраста. Двигая выпрямленными руками и случайно натолкнувшие игрушки, он начинает ощупывать и захватывать их, в 4-4,5 месяцев при виде висящей игрушки протягивает  к ней руки.

 С этого возраста необходимо учить ребенка  брать игрушку (пагремушку), которую держат у него над грудью или  сбоку. Ее надо приближать к ладошке малыша и вызывать у него  стремление взять ее; вкладыватъ игрушку в руку не нужно.После того как ребенок научится брать игрушку из рук ,он  начинает размахивать ею, лежа на животе, постукивать, одной погремушкой о другую. Таким образом формируется первичная основа действия  с игрушками, развиваются зрительное и слуховое восприятие, такгильная чувствительность. Бодрствование ребенка становится более активным; он занят  игрушками и не просится на руки.

Во втором полугодии дети овладевают первичными действиями с предметами. В 6-8-месячном  возрасте они со всеми игрушками занимаются одинаково. Сначала просто размахивают погремушкой, тянут ее в рот. Затем начинают рассматривать, постукивать игрушкой об игрушку и другие предметы. Когда ребенок размахивает погремушкой или стучит по какому-либо предмету, он прислушивается к издаваемому звуку и повторяет данное движение. Так образуются повторные движения, игра с игрушкой становится более длительной.

К 8-9 месяцам дети с разными игрушками начинают играть по-разному. Например, резиновую игрушку сжимают, шарик или мячик катают, из больших предметов вынимают мелкие и т.п. Все эти дейстаия подсказываются самим предметом и возникают в процессе личного опыта ребенка.. При случайном сжимании резиновой игрушки он слышит издаваемый ею звук и после этого повторяет это движение. Увидев, что круглый предмет после неоднократной попытки взять его откатывается, ребенок начинает его катать. Если небольшие шарики или другие игрушки лежат в мисочке, то он начинает их  вынимать. Вначале эти действия носят случайный характер. Задача воспитателей заключается в том, чтобы они стали более устойчивыми и целенаправленными. Для этого надо не только давать игрушки, наталкивающие детей на определенные дейстаия во время самостоятельной игры, но и вызывать подрожание и учить выполнять эти действия по словесному предложению на специальных занятиях.

Дета 7-9 месяцев часто видят дейстаия  воспитателей, однако воспроизвести их (даже если они доступны для их выполнения) могут только после того, как взрослые научат их подрожать.

Подражание в этом возрасте формируется во время специальных упражнений. Воспитатели, вызывая подражание какому- либо своему действию ( вынь шарик, а теперь положи шарик,) показывают его, проделывают движения рукой ребенка и все это сопровождают словесным обозначением.

Движения самого малыша и речь взрослого способствует лучшему восприятию и формированию этих действий, а впоследствии их воспроизведению. После неоднократного поторения таких приемов достаточно только показать эти действия, как ребенок начинает подражать, а затем выполняег их по словесному предложению. Обучение действиям с предметами одновременно является средством сенсорного развития и развития у малыша понимания речи взрослото.

В возрасте 10-11 месяцев надо учить детей по показу и словесному указанию выполнять более сложные дейстаия. Важно, чтобы в этом возрасте действия с предметом приобрели разнообразный и целенаправленный характер. Движения рук становятся более координированными, ребенок уже может снимать и надевать на стержень кольца с большими отверстиями, накладывать один на другой 2-3 кубика. Некоторые действия он настойчиво старается довести до определенного результата. Например, если его учили накладывать кирпичик на кирпичик, то он затем несколько раз повторяет действие, пока это ему не удастся.

10-11 месячного ребенка можно научить выполнять несложные действия с сюжегаыми игрушками: «покорми кису», «покачай лялю» и т.п. Благодаря освоенным действиям игра детей с игрушками становится более разнообразной и длительной. Они начинают проявлять все больший интерес к игрушкам, настойчиво тянутся к ним и кричат, если не удается  их достать или если у них отнимает игрушку другой ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые ...

Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом генденых особенностей

Выступление на пед. советеТема: "Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей"    Воспитатель: Стычева А. Т.ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8...

Презентация "Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ"

А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог,должен с детьми немножко играть.Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонеей силой, может быть полезной,но не близкой..."...

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей"Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста"

В системе  воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место  занимает  игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия д...

"Содержание и особенности руководства ролевыми играми детей в раннем возрасте"

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Основным содержан...

Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре...