"Содержание и особенности руководства ролевыми играми детей в раннем возрасте"
статья (младшая группа) на тему

Хрустова Елена Ивановна

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Основным содержанием являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sr_igry_v_rannem_vozraste.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ

 В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

           Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.  Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: формирование игры как деятельности и использования игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

            Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Основным содержанием являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

           Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:

 1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

             Одним из основных приемов руководствами играми малышей по является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большей целенаправленности и содержательности действий детей. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.      

             С этой целью  можно использовать любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка), которые стимулируют детей к взаимоподражательным  действиям, направленным друг на друга. Дальнейшая игра  с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: совместная постройка башни, сбор пирамидки и т. п.

             Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может «одушевлять» кукол и другие игрушечные персонажи. Постепенно воспитатель переходит к показу игры, включающей две смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит суп на игрушечной плите, а затем кормит  им кукол). При повторении сюжета воспитатель подключает  к игре одного или двух малышей.

             После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к реализации следующей задачи — формированию игрового действия с предметом-заместителем.

             При введении в игру предметов-заместителей воспитатель должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно обозначать условный предмет («Это у нас мыло»), смысл производимого с ним действия («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло»), делать это неоднократно в ходе игры, чтобы для ребенка полнее выступала условность игрового предмета и действия. В то же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом («Чем ты свою куклу кормишь?»).

             Дети раннего возраста  употребляют предмет-заместитель в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому воспитателю в дальнейших играх  следует расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать  предмет для выполнения разных игровых действий, (так, в одной игре палочка используется как ложка, в другой она — градусник, в третьей — расческа и т. д.); использовать разные предметы-заместители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия (н-р, в первый раз в игре вместо мыла берется кубик, в следующий раз — плоская коробочка, брусочек и т. п.).

             К двум годам, когда  усвоены действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (например, причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко, конфету и т. п).

             По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с одним-двумя малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включать большее количество детей. В такой игре  можно обойтись и без игрушек, развертывая сюжет так, чтобы дети направляли условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя. Можно отправиться в лес собирать грибы; в парк, где они будут собирать  опавшие листья, есть мороженое.

             Итак, дети научились самостоятельно развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого в совместной с ним игре. Теперь воспитатель может переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета. Воспитатель развертывает сюжет так, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику, он как бы «замыкает» детей друг на друге. Например, играя с детьми в «поездку в лес» предлагает: «Маша, какую большую ягодку ты нашла (ягода воображаемая). Угости ею Диму» и т. п.

            Во второй половине третьего года жизни ребенка в развитии сюжетных игр происходит скачок - появляется роль. Педагог должен представлять, какие роли целесообразно водить в детскую игру на данном этапе. Сюжет игр малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизни семьи, детского сада: «Угощение», «Поездка», «У врача», «Шоферы», «Строители», «Детский сад», «Куклы», «Медвежонок» и др.

             Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности:

1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;

2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей в раннем возрасте (консультация для родителей)

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а п...

Родительское собрание в технологии АМО тема «Игра детей в раннем возрасте».

По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.Этапы:Инициация (приветствие, знаком...

Музыкально-дидактические игры детей в раннем возрасте

В данногй статье описываются особенности музыкально-дидактических игр детей раннего возраста....

Особенности сюжетной игры детей среднего дошкольного возраста

В этой статье можно узнать об особенностях сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет, о её значении  в социальном и психологическом становлении личности дошкльника....

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Семинар – практикум «Проблемы руководства игрой детей в раннем возрасте»

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом об...