Музыкально-дидактические игры детей в раннем возрасте
статья

Мартынова Светлана Михайловна

В данногй статье описываются особенности музыкально-дидактических игр детей раннего возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Мартынова Светлана Михайловна,

музыкальный руководитель,

МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик»

г.о. Серпухов Московской области

В педагогической науке и практике музыкально-дидактические игры рассматриваются как деятельность ребенка, связанная с выполнением определенных заданий, направленных на развитие его музыкальных способностей. Целью их применения является углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности.Музыкально-дидактическая игра всегда предполагает наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. В ней должны сочетаться элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями, поскольку развитие музыкально-сенсорных способностей всегда играет важную роль.

Музыкально-дидактическая игра ребенка раннего возраста (2–3 года) имеет свои особенности. Прежде всего в ней отсутствует соревновательный элемент, поскольку маленькие дети пока еще только учатся взаимодействовать друг с другом. Другое противоречие заключается в том, что все дидактические игры требуют от ребенка сосредоточенного внимания, осмысленного, а не импульсивного поведения, а также волевых усилий, что не всегда проявляется в играх детей раннего возраста. Кроме того, такие игры требуют наличия некоторого опыта общения с музыкой, чего у ребенка до трех лет может и не быть. Поэтому первые музыкально-дидактические игры скорее напоминают задания дидактического характера, где ребенок сравнивает и различает звуки по высоте, длительности, тембру и силе. При этом самые простые из них проводятся практически без музыкального сопровождения с помощью озвученных игрушек или детских музыкальных инструментов.

В практике раннего музыкального воспитания детей используется множество разнообразных музыкальных игр, которые не называют музыкально-дидактическими, как утверждает кандидат педагогических наук А.Ю. Хилиль. Это связано с тем, что основной целью их применения является не решение каких-либо определенных музыкальных задач, а активизация детей, вовлечение их в совместную деятельность, получение радостных эмоций от музыки и движений.

Существует множество игр для детей раннего возраста, в которых используется музыкальное сопровождение. Они подразделяются на игры игры под народную музыку и игры под авторскую музыку (классическую и современную), созданную для детей. По своему содержанию эти игры могут быть сюжетными и несюжетными. По характеру игровых действий – отобразительными и тренировочными. По форме проведения их можно разделить на статические (стоя, сидя), подвижные и смешанного типа. К статическим играм относятся игры-песни (например, «Солнышко» музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой), игры – ритмические аккомпанементы, пальчиковые игры (например, р.н.п.«Ладушки-ладушки»); к подвижным – игры-инсценировки (например, «Курочка и цыплята», автор Г.Ф. Вихарева), игры-догонялки (например, «Птички и кот», музыка Н. Римского-Корсакова, авторы И. Грантовская, И. Плакида), игры-прятки (например, игра «Прятки», музыка В. Петровой, автор Н. Кругляк), двигательно-ритмические игры (например, игра «Веселые гуси», р.н.м., авторы Н. Комиссарова, В. Петрова). Все игры предполагают одновременный словесный подсказ или предварительное объяснение. В качестве музыкально-дидактической задачи, содержащейся в этих играх, рассматривается обучение ребенка способам действий, связанных с выражением эмоционального отношения к музыке, а также отражению в движениях тех особенностей музыки, которые ему доступны и понятны. На начальном этапе музыкально-дидактические игры детей раннего возраста сопровождаются словесным подсказом ответных движений или действий. В этом случае нецелесообразно сопровождать музыкальную игру классическими инструментальными произведениями, которые не допускают возможности одновременного сопровождения музыки словом. Поэтому народные песни и песни, написанные композиторами специально для детей, большей всего подходят для таких игр.

Важнейшей особенностью музыкально-дидактической игры, в основе которой лежит песня, является ее способность познакомить ребенка раннего возраста с сенсорными свойствами звуков, не отделяя их от контекста музыкального произведения. На начальном этапе в таких играх слова песни могут быть специальнопредназначены для того, чтобы обратить внимание ребенка на динамику звуков, их продолжительность, высоту, тембр. Главное достоинство такой музыкально-дидактической игры в том, что она позволяет ребенку не называть эти свойства, что пока ему недоступно, а прочувствовать их с помощью движений собственного тела, голоса, манипуляций со всевозможными атрибутами, детскими шумовыми музыкальными инструментами или игрушками, которые также способствуют поддержанию интереса ребенка к игре.

В педагогической практике накоплен большой опыт создания музыкально-дидактических игр, основанных на фольклоре, которые рождаются в тесном взаимодействии педагога, родителей и ребенка в ходе специально организованных занятий. Это и сочинение продолжений к заинтересовавшим ребенка коротким народным песенкам, и произвольное комбинирование известных народных мелодий как с авторскими, так и с фольклорными текстами. Музыкально-дидактическая игра на основе фольклора чаще всего проводится без музыкального сопровождения, под мелодизированный народный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения в соответствии с текстом в удобном для ребенка ритме и темпе, помогая овладеть выразительными движениями, а эмоционально яркое и ритмичное произношение или напевание текста активизирует слуховое внимание, способствуя заинтересованности ребенка и быстрому запоминанию. Авторская песня и инструментальная музыка не подразумевают возможности свободного обращения ни с текстом, ни с музыкальным сопровождением, тем не менее они представляют собой целый мир образов и чувств, близких и понятных ребенку. Играя в музыкально-дидактическую игру, основанную на авторской песне, ребенок может не только изобразить ее персонажей и подпевать ей, но и отразить в своих движениях общее настроение, ритмическую структуру, форму, динамические, темповые и другие особенности.

Таким образом, музыкально-дидактическая игра ребенка раннего возраста может сопровождаться как народной, так и авторской музыкой, вокальной и инструментальной. Она близка по своим музыкальным задачам и возможностям играм детей старшего возраста, но обладает своими организационными особенностями и требует внимательного отношения к подбору сопровождающих ее музыкальных произведений. Круг этих произведений достаточно широк, что создает благоприятные условия для накопления багажа разнообразных и ярких музыкальных впечатлений. Участие в музыкально-дидактических играх заставляет ребенка вслушиваться в музыку, чувствовать ее настроение, запоминать и различать особенности ее звучания. В игре ребенок учится использовать весь арсенал доступных ему средств, помогающих выразить свое эмоциональное отношение к музыке и способствующих эмоциональному погружению в музыкальное переживание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Бабаджан. – М.: Просвещение, 1967.

2. Вихарева Г.Ф. Песенка. Звени! Методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.

3. Зимина А. Н. Народные игры с пением / А. Н. Зимина. – М.: Изд"во «ГНОМ и Д», 2000.

4. Петрова В. А. Музыка – малышам: [методическое пособие по музыкальному воспитанию детей младенческого и раннего возраста] / В. А. Петрова. – М.: Мозайка- Синтез, 2001.

5. Хилиль А.Ю. Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста, журнал «Вестник МГУКИ», № 5, 2009 г., стр.172-176.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально- дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке собранны музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха, тембрового,диатонического, и развития чувства ритма....

годовое планирование музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Годовое планирование музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально-дидактических игр для детей группы раннего возраста

В картотеке представлены музыкально-дидактические игры для детей младенческой группы от 2 месяцев до года.Это песенки,потешки,прибаутки,которые педагог может использовать в музыкальной деятельности....

Картотека музыкально -дидактических игр во второй группе раннего возраста

Ценность музыкально - диактических игр состоит в том, что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную , слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя  музыкальное восприя...