Картотека музыкально- дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека на тему
В картотеке собранны музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха, тембрового,диатонического, и развития чувства ритма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека музыкально- дидактических игр | 69.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка»
«Картотека музыкально-дидактических игр
для детей старшего дошкольного возраста»
Составила: музыкальный руководитель
Соловьева И.С.
г. Волжск
2015
Основное назначение музыкально- дидактических игр
- формировать у детей музыкальные способности,
- в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух,
- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
- Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными, интересными и привлекательными.
В процессе игры у детей формируются необходимые черты личности, чувство товарищества, ответственности.
Музыкально – дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными6 точно соответствовать содержанию игры.
Музыкально –дидактические игры на занятиях
Применение музыкально- дидактических игр на занятии дает возможность провести его более содержательно.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.
Перечень музыкально – дидактических игр
Игры для развития звуковысотного слуха
«Музыкальное лото»
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки- ноты, детские музыкальные музыкальные инструменты ( балалайка, металлофон).
Ход игры. Ребенок – ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты- кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время.
«Найди нужный колокольчик»
Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спинкой к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.
Игра проводится в свободное от занятий время.
« Повтори звуки»
Игровой материал. Карточки ( по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный –«дан», зеленый- «дон», желтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков ( на каждой по одному); и металлофон.
Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: « Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так ( поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так ( поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так ( поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет « динь-динь-динь» ( соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребёнок затрудняется спеть ( он сам играет на металлофоне).
В игре участвуют любое количество детей ( в зависимости от игрового материала).Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.
Игры для развития чувства ритма
«Прогулка»
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки ( с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе ( см. С. 28), но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок- выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие –частым. Например: «Таня взяла мяч,- говорит воспитатель,- и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.
« Пошел частый, сильный дождь», - продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
« Определи по ритму»
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты- группы ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Ход игры. Ребенок- ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3-4).
«Учитесь танцевать»
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие ( по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Игры для развития тембрового слуха
« Определи инструмент»
Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.
Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.
Игра проводится в свободное от занятий время.
«Слушаем внимательно»
Игровой материал. Музыкальный центр с диском инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты ( пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).
Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.
Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.
«Музыкальные загадки»
Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот , у кого окажется большее число фишек.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития диатонического слуха
Игровой материал. Любая игрушка.
Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мери приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием , при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игру можно провести как развлечение.
« Найди щенка»
Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.
Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:
« Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,
Во дворе их много так, не найти его никак.
Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи,
Мы не будем помогать, будем песню запевать».
Далее игра проводится так же, как и предыдущая.
«Наши песни»
Игровой материал. Карточки картинки ( по числу играющих),
Иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, музыкальный центр, фишки.
Ход игры. Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в mp3 записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Игра проводится в свободное от занятий время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека музыкально- дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста
Картотека музыкально- дидактически пособий для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Подборка музыкально-дидактических игр для использования на музыкальных занятиях и в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми....
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста...
"Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста"
В картотеке собраны музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха, тембрового, диатонического, и развития чувства ритма....
Картотека музыкально- дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18928996","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Картотека музыкально - дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Карторека музыкально - дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста...