Семинар-практикум «Рисование пальчиками и ладошками – эффективные методики арт – терапии для детей».
консультация

Карамиля Ирина Анатольевна

Познакомить родителей с техникой психотерапии арт-терапией и особенностями использования ее в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminar_-_praktikum.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Рисование пальчиками и ладошками – эффективные методики арт – терапии для детей».

Цель мероприятия: знакомство родителей с техникой психотерапии арт-терапией и особенностями использования ее в работе с детьми.

Материал для занятия: стулья и столы по количеству участников; карандаши для упражнения; спокойная музыка;  краски гуашь, листы с нарисованными вазами, ватные палочки, салфетки,

Непроливайки.

Ход мероприятия:

1. Приветствие и сообщение цели мероприятия педагогам;

2. Упражнение «Карандаши»;

3. Знакомство педагогов с техникой арт-терапией.

4. Рисование «Ваза с листьями».

5. Рефлексия.

6. Завершение занятия.

Краткий сценарий мероприятия.

1. Приветствие и сообщение цели мероприятия педагогам.

2. Упражнение «Карандаши»

Цель: снятие психомышечного напряжения и сплочение коллектива.

Описание: участники становятся в круг, берут карандаши в руки и касаясь одним пальцем карандаша с одной и другой стороны выполняют команды ведущего. Выглядит это как цепочка, где участники «соединены» через карандаши. Задача участников по команде то садиться, то вставать, то двигаться в стороны и при этом не потерять «связь», то есть не уронить карандаши. Это достигается не сразу, а лишь когда все участники станут присматриваться и чувствовать друг друга.

3. Знакомство родителей с техникой арт-терапией.

        Арт-терапия в научно-педагогическом понимании – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

        Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Сейчас используются различные виды терапии: все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др., мозаика и коллажи, работа с гипсом и боди-арт, лепка, фотография, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, сказкотерапия и т. д.

        Каким образом происходит исцеление? Создавая произведение искусства, вы на время отстраняетесь от пережитого и переосмысливаете его. Не стоит переживать за то, что вы не обладаете какими-то определенными талантами, арт-терапия не нацелена на создание полноценного искусства. Здесь важен не результат, а процесс. Вы просто творите свое мироощущение – рисуете горе, пишете грусть, танцуете счастье. Благодаря занятиям арт-терапией, вы начинаете чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознаете свой жизненный путь, начинаете смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.

        Основная идея арт-терапии – посредством создания собственного искусства отвлечься от тяжелых переживаний и справиться с болезнью. Через различные виды искусства вы самовыражаетесь, отдаете часть своей души.

Благодаря занятиям арт-терапией, вы научитесь «выпускать пар» – давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей. Вам легче будет осознавать свои собственные мысли и чувства, легче понимать причину и следствие своих поступков и учиться принимать решения осмысленно.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

        Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

        Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

        Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- отгадать загадку,

- рассказать стишок,

- сказать комплимент соседу справа,

- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

- спеть куплет из любой песни,

- пройти по залу, как модель.

        Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

        Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях.

Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

        Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

        «Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

        Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются. Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

4. Рисование осеннего букета в вазе.

5. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия, приложение 1)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

Приложение 1. Текст к упражнению «Дождь в лесу»

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами) .

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног) .

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди) .

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Рефлексия: игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Заключение:

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Вопросы:

1. Как вы себя чувствуете?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как полученные знания можно применить в работе с детьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование пальцами и ладошкой - эффективный метод арт - терапии ля детей

Рисование – это естественное занятие для ребёнка. При этом, не так часто детям предлагается такой нестандартный метод рисования как рисование с помощью ладошек и пальцев. Данный метод относят к терапе...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Рисование руками как новый опыт принятия себя. техника рисования пальчиками и ладошками для детей с ОВЗ.

Принятие себя, самопринятие.Это:• умение и привычка относиться к себе и своим особенностям без негативной окраски;• безоценочное, безусловно положительное отношение к самому себе.Благодаря с...

В чём польза рисования пальчиками и ладошкой Как рисовать пальчиками

Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Несмотря не то, что специальные исследования подтверждают это, родители не особенно обращают внимание на такие занятия. А новейш...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....