Формы, методы, средства взаимодействия ДОУ с семьей по правовому просвещению
методическая разработка (старшая группа)

Выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного учреждения по вопросам правового просвещения родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._obedinenie.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 18»  (дошкольное отделение) г.Прокопьевска                    (МБОУ «Школа № 18»)

Формы, методы, средства взаимодействия ДОУ с семьей по правовому просвещению детей дошкольного возраста

Опыт работы: воспитателя Зиянчуриной Е.В.

Прокопьевск

2019г


Формы, методы, средства взаимодействия ДОУ с семьей по

правовому просвещению детей дошкольного возраста

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Н.К. Крупская писала: «Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе». Существенной стороной взаимодействия сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их сотрудничестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Убеждена, что всем родителям необходимы педагогические знания, ведь с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.

Т.Н. Доронова подчеркивает, что, подписывая договор с детским садом, в котором обозначены их права и обязанности, родители как бы признают   юридическое право дошкольного образовательного учреждения на взаимодействие с ними по вопросам здоровья, воспитания и развития детей.

Кроме того, в договоре должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения со стороны родителей.

Очевидно, что для определенной категории родителей такого рода информация может сыграть положительную роль. С одной стороны, она поможет родителям осознать незаконность своих действий по отношению к ребенку, а с другой — понять, что ребенок находится под защитой дошкольного образовательного учреждения, и любое правонарушение контролируется педагогами и не останется незамеченным. В дальнейшем, при проведении работы по повышению правовой культуры, родители должны узнать, что в статье 63 Семейного кодекса РФ, особо подчеркивается их ответственность за психическое, духовное и нравственное развитие ребенка, необходимость бережного отношения к его индивидуальности.

Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество.   Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

 Работа с родителями будет иметь конкретный действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

  1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
  1. Определение уровня педагогической культуры родителей.
  2. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
  3. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
  4. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей, на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.                                                        

Задача педагогов — вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально проходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

   Для правового просвещения родителей мы планируем следующие мероприятия:

  1. Оформление стенда «Защита прав детей в семье», с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека.
  1. Анкетирование «Какой вы родитель?» Определение степени близости между родителями и детьми.
  2. Выставка семейных работ «Мама, папа, я — счастливая семья».
  3. Посещение семей, с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком. Составление социологической анкеты семьи.
  4. Лекция «Семейное воспитание — причина нарушения поведения детей».
  5. Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.
  6. Консультация «Типы родительской любви».
  7. Выставки книг, рисунков на правовую тематику: «Дети разных народов», «Я — гражданин России», «Быт и культура народов моего родного края»
  8. Анкетирование «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
  9. Театрализованное представление  «Мы тоже имеем права».
  10. Родительское собрание «Наказание в воспитании».
  11. Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
  12. Привлечение родителей к участию деятельности ДОУ. Дни открытых дверей. Конкурс коллективных рисунков родителей и детей «Имею право».
  13. Родительские собрания «Общение с ребенком в семье, как диалог», « Повышение правовой культуры родителей»,  «Защита прав и достоинств ребенка».
  14. Совместные физкультурные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья».

Педагог начинает свою работу с изучения семьи. Изучение отношений внутри семьи помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

 Составив представление о положении в семье ребенка, педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком осуждается его свободное время, его личные дела.

Методом убеждения можно добиться, чтобы родители сами начали искать пути выхода из сложившейся ситуации. Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького человека.                                

Только благодаря взаимодействию ДОУ и семьи, единым требованиям к воспитанию детей и соблюдению Конституции о правах детей будут достигнуты положительные результаты в воспитании гармонично развитой личности.

Правовое  воспитание  дошкольников

По рекомендации ЮНЕСКО, правовое воспитание предлагается начинать в дошкольном возрасте. Нравственный опыт первых лет жизни, атмосферы доброго окружения во многом определяет душевный настрой ребенка на будущее.                                                                            

Ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов — объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Где бы ни жил, в каких бы условиях ни воспитывался ребенок, он должен знать, что может найти ответы на волнующие его вопросы.

       Речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.

Формирование правовых знаний у детей идет по трем этапам:

Первый, этап — знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущества их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Второй этап -  ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на жизнь в семье, на любовь — процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирование навыков поведения.

Третий этап — рассказ о «Конвенции о правах ребенка», принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы.

         Способы разъяснения информации, содержащейся в Конвенции, весьма разнообразны: от включения элементов Конвенции в содержание спектаклей, мультфильмов до различных занимательных и познавательных игр, используемых на занятиях. Один вид деятельности на занятии сменяется другим, что позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Предлагается в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие — использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки.

     Методический материал построен на основе главных методических принципов: природосообразности, культуросообразности, реальности, доступности и последовательности с постепенным усложнением.

            На занятиях необходимо использовать все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Дети лучше усваивают материал занятий, на которых воспитатель обращается к персонажам известных сказок. Читая литературные  произведения, воспитатель обязательно обращает внимание на хорошие дела и поступки главных героев.

Главная мысль занятий: «Закон- это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности».

 Предлагаю использовать следующие методы обучения:

игры с правилами (сюжетно -ролевые, словесные, подвижные, музыкальные);

моделирование и анализ ситуаций;

импровизации;

тематическое рисование;

беседы;

продуктивная деятельность: аппликации, конструирование, лепка;

творческие задания с применением образца;

использование технических средств;

использование произведений искусства;

использование наглядных пособий;

театрализации;

внесение и обыгрывание игрушки;

использование символов-схем.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье можно получить из рисунков на темы: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным методом является наблюдение за дошкольниками в сюжетно-ролевой игре «Семья».

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей: работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов; создаются условия для продуктивной деятельности: изготовление эмблем, плакатов, их презентация.

Предложенные методы помогут дошкольникам:

  • сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;
  • научиться слушать и слышать другого человека и уважать его мнение;
  • научиться решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

Консультация для воспитателей "Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи"

    Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенд...

Вариативные формы, методы, средства реализации образовательной программы ДОО

Проект Вариативные  формы, методы, средства реализации образовательной программы ДООПоиск новых идей, связанных с современным образовательным процессом...

Роль семьи в правовом просвещении детей

Материал рассказывает о ороли семьи в правовом просвещении детей дошкольного возраста...

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста

Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый де...

Использование форм, методов, средства и способы реализации программы образования в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей.

Использование форм, методов,  средства и способы  реализации программы образования  в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей....

«Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Формировать у де...