Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста
материал

Джемакулова Мадина Борисовна

Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что слышим о трудностях во взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.b.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили:

Старший воспитатель: М.Б. Джемакулова

Педагог- психолог: А.Р. Валеева

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.

 От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами, а также адаптивные возможности ребенка. Семья – основной институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что слышим о трудностях во взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

С какими трудностями в диалоге с родителями мы педагоги сталкиваемся чаще всего?

- родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие детей

- недостаточный образовательный уровень родителей

-родители не считают дошкольный период важным в становлении личности, не придают ему особого значения

- отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка в семье

- личностные проблемы и индивидуальные особенности родителя, вносимые в общение с ребенком, педагогом

- деструктивный жизненный стиль семьи

- нарушение детско-родительских отношений

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога между педагогами и семьей, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Для более эффективного взаимодействия с родителями должна быть выстроена комплексная система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию, и индивидуальность каждой семьи.

В нашей группе, в нашем ДОУ взаимодействие с семьей мы выстраиваем посредством:

 - установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей, создания атмосферы общности интересов;  

- активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

А выстраивать такие партнерские отношения помогают специалисты детского сада (педагог-психолог,  медсестра и др.).

В работе с родителями необходимо соблюдать следующие принципы взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно. И именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход

 Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искренне желание помочь.

4. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе- качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога и учреждения в целом.

5. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления сотрудничества детского сада с семьей.

С чего же мы начинаем сотрудничество с родителями? В первую очередь мы изучаем и анализируем социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. С этой целью мы совместно с   педагогом – психологом проводим анкетирование и личные беседы с каждым родителем. Это помогает нам правильно    выстроить работу с ними, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия как традиционные, так и нетрадиционные.

Анкетирование родителей помогает нам ближе познакомиться с ребенком и его индивидуальными особенностями. Их мы обязательно учитываем в своей работе.

Следующие формы работы для нас являются оптимальными и эффективными:

-      дневник взаимодействия детского сада и семьи;

- информационная - доска, буклеты, папки – передвижки, информационный стенд;

- библиотека для родителей;

- сетевое взаимодействие, видеоролики из жизни детей группы;

- участие в творческих мастерских, мастер-классах, выставках детско-родительских работ, участие в утренниках.

Таким образом грамотно-выстроенная работа с родителями и разнообразие форм работы с семьями дает положительные результаты. Такая траектория   доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с родителями это одно из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Надо признать, ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

«Применение различных форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей.В связи с этим, свою работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей мы решили строить в тесном контакте...

Сюжетно-ролевая игра, как эффективная форма обучения и воспитания детей раннего возраста

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-роле...