Главные вкладки

    "Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
    статья на тему

    БЕЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

    Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл belova_av.docx31.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС.

    Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей.

    При этом современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении 
    дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования, а активное переосмысление родительских практик порождает множество разнообразных моделей, которые далеко не всегда согласуются друг с другом. 
    Тем не менее семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в психолого-педагогической помощи, а педагогический коллектив образовательной организации располагает огромным потенциалом воспитания детей дошкольного возраста и оказания помощи родителям в повышении их собственной родительской компетентности.

    Понятие родительская  компетентность включает в себя  систему знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком. 

    Для реализации системы  работы по повышению компетентности родителей необходимо учитывать основные принципы

    1. Преемственность

    согласованность воспитательных целей и задач

    2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

    3. Открытость по отношению к семье воспитанника.

    4. Индивидуальный подход – учет социального положения, интеллектуального и культурного опыта

    родителей.

    5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон.

    Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических,

    психологических условий.

    6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

     7. Сотрудничество.  Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

    8.Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

    9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

    Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги.

    Особую актуальность компетентность родителей приобретает в воспитании детей раннего возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка по данным исследования Л.Н. Галигузовой, Л.Г. Голубевой, К.Л. Печора и др.). Выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности детей этого возраста

    Современные родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей, им приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что данная проблема по оказанию семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

    Система реализация поставленных задач направленных на повышение родительской компетентности ,осуществляется в нашем ДОУ  в разных формах работы с родителями воспитанников:

    Активные формы и методы работы с родителями:

    Информационно-аналитические

     консультирование, анкетирование и опрос  родителей

    Наглядно-информационные

    Мини-библиотека;

    Выпуск группового журнала «Детвора»

    Оформление информационных стендов, буклетов,

    Фоторепортажи

    Папки - передвижки

    Семейный и групповые альбомы

    Портфолио группы

    Видеопрезентации образовательной деятельности группы
    Познавательные

    Клуб молодых родителей «Дружная семейка»;

    Родительские собрания

    Семинары – практикумы

    Мастер –класс

    Игровой сеанс

    Дни открытых дверей

    Досуговые

    Совместные досуги, праздники

    участие родителей в конкурсах, выставках.

    Эффективность работы с родителями на мой взгляд заключается в использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада : изменяется характер взаимодействия , многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и группы  и незаменимыми помощниками.

    Ожидаемые результаты:  

    • Внедрение новых форм дошкольного образования  , способствовало оказанию помощи родителям    по вопросам воспитания и  развития детей.
    •  Сформирована система знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком
    • Созданание атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
    •  Родители вовлечены  в жизнь группы как активные участники .


    \

    Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
    Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
    Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
    Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
    Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
    Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

    Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    https://infourok.ru/oprosnik-kakoy-vi-roditel-728225.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

    Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

    Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания

    Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания...

    Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

    Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО

    Познавательное развитие по ФГОСПредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...

    Рабочая программа "Адаптация детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО"

    Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формирование коммуникативных навыков, умений жить и взаимодействовать в коллективе, активно и целенаправленно влияет на формирование личности мал...

    «Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».

    laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....