Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"
статья по теме

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало то, что долгие годы разрабатывались и внедрялись именно формы «работы» с семьёй, а не формы взаимодействия и сотрудничества. Поэтому целью моего обобщённого педагогического опыта является повышение родительской компетентности (коммуникативной, информационнй) в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества, способствование установлению доверительных отношений между родителями, детьми, педагогами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx67.69 КБ

Предварительный просмотр:

Информация об опыте.

   Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни ребёнка, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Роль семьи в формировании личности является исходной определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Воспитательные функции семьи отодвигаются на вторые и третьи места, уступая решению родителями экономических проблем. По мнению Л.Н. Павловой причина этого явления заключается в том, что взрослым не хватает практических навыков, помогающих грамотно взаимодействовать со своим ребёнком. Для того, чтобы научить родителей грамотно взаимодействовать со своим ребёнком, необходимо, по мнению Кротовой Т.В., развивать родительскую компетентность.                                    

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от работы с родителями до сотрудничества.  

    Федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Педагоги ДОУ должны вести работу так, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детской группы.  Воспитателям часто приходится сталкиваться с преодолением естественного сопротивления, недоверия, нежелания со стороны родителей, постепенно приобретая авторитет, повышая мотивацию родителей на сотрудничество.

Теоретическим фундаментом опыта работы являются:  

  • Учение Я.А.Коменского о материнской школе как последовательности и сумме знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
  • Е.П.Арнаутова и В.М.Иванова -  ни один из вопросов воспитания  не может быть успешно решён детским садом без сотрудничества с семьей, необходим педагогический всеобуч для родителей.
  • Т.А.Маркова – создание лаборатории семейного воспитания.
  • Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
  • Л. М. Кларина - разработка комплекса становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы).
  •  Т.Н. Доронова, Г.В.Глушакова, Т.И.Гризик - разработка  методических рекомендаций для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Ведущей педагогической идеей опыта является следующее:

          Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для успешного развития ребёнка необходимы их взаимодействие и сотрудничество. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом педагог ставит перед собой задачу сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, педагогического процесса, создать в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы. Благодаря усилиям педагога у родителей  появляются чётко оформившиеся образовательные запросы. Для удовлетворения образовательных запросов и повышения родительской компетентности педагогу необходимо использовать современные нетрадиционные формы работы с семьёй.

Анализ ситуации позволяет определить основные направления взаимодействия педагога с семьёй по повышению родительской компетентности:

  • Педагогический мониторинг (изучение особенностей семейного воспитания и внутрисемейных отношений).
  • Педагогическое образование родителей (повышение их педагогической компетентности  в ходе сотрудничества педагога с семьёй).
  • Педагогическая поддержка.

Описание опыта.

        Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям, а так же с  неоформившимися образовательными запросами родителей (я чётко не знаю, что хочу для развития своего ребёнка и себя как родителя).                                 Результаты анкетирования родителей по темам: «Определение затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей», «Семейное воспитание» -  показывают, что молодые родители испытывают трудности во взаимоотношениях со своими детьми, не знакомы с основными подходами, методами воспитания ребёнка, 73% родителей отметили нехватку педагогического опыта и трудности в выборе методов воздействия на детей.

      Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: развивать родительскую компетентность (коммуникативную, информационную) через нетрадиционные формы работы.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи: 

  • обучить родителей методам и приёмам грамотного взаимодействия со своим ребёнком;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями, детьми, педагогами.  

Планирование работы осуществлялось, исходя из поставленных задач:                        I этап – Констатирующий  (изучение нормативно-правовых основ, научной и методической литературы по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и ДОУ, выявление уровня родительской компетентности).                                                                                                      II этап – Формирующий (постановка цели, задач, определение алгоритма действий, разработка нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников).                                                                                                        III этап - Заключительный (анализ результатов работы, распространение передового педагогического опыта в районе).

      К современным формам взаимодействия с семьёй предъявляются следующие требования:

  • интерактивность;
  • оригинальность;
  • востребованность.

   Работу по развитию родительской компетентности разделила условно на три направления: информационно - аналитическое, информационно - познавательное, досуговое.

Информационно-аналитическое направление:

  • анкетирование;
  • опрос;
  • индивидуальные беседы
  • посещения на дому.

Информационно-познавательное направление:

  • информационные стенды;
  • выпуск  стенгазеты для родителей;
  •  мультимедийные презентации;
  • нетрадиционные родительские собрания;
  • участие родителей в образовательных проектах;
  • семинары-практикумы.

Досуговое направление:

  • праздники;
  • совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в совместных конкурсах, выставках.

        В рамках информационно - аналитического направления с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проводила анкетирование по темам «Определение затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей», «Семейное воспитание», индивидуальные беседы, опросы, посещения на дому. Данная форма позволила мне лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. Таким образом, было определено, что родители испытывают трудности в умении грамотно взаимодействовать со своим ребенком, сопереживать ему.  Наряду с этим, анкетирование и общение позволило мне выделить  для себя три группы родителей:

1. Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского сада.                                                                                                                              2. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.                                                                                                       3.  Родители - критические наблюдатели.                                                            

        Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Определение данных групп  помогло мне  в выстраивании индивидуальной работы с родителями.

        В рамках информационно-познавательного направления  выпускаются информационные листы и стенды для родителей, в которых отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, дни рождения детей,  экскурсии,  интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества.

        Родительское собрание - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и формирования родительского коллектива. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения, попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от нас, педагогов, более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, викторин, частью собрания может быть и совместная творческая деятельность детей и родителей. Мною проведены нетрадиционные родительские собрания «Использование современных логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников» (авторская разработка), «Я – взрослый, ты – ребёнок», «Воспитываем у детей культуру поведения», «Игра – не просто развлечение?!» (авторская разработка). Часто использую показ видеозаписи деятельности детей, фрагменты образовательных ситуаций, детских творческих выступлений, мультимедийные презентации реализованных с детьми образовательных проектов. Именно поэтому процент посещения собраний заметно вырос.  

     Для поддержки интереса родителей к успехам и достижениям своего ребёнка, к воспитательно-образовательной работе, проводимой в ДОУ, периодически оформляем стенгазеты.  Так, живой интерес вызвали стенгазеты  «Весёлые числа», «Познаём мир насекомых», «Мы играем». 

       Актуализировать, попытаться применить свои педагогические знания на практике помогают родителям семинары-практикумы. В процессе  игр, выполнения заданий участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.  Так, в ходе семинара-практикума «Гармоничный ребёнок: в контакте с собой и с родителями» мамы и папы воспитанников не только узнали много нового об эмоциональном развитии своего ребёнка, его особенностях, но и  приобрели навыки общения, сотрудничества с ним, выбрали конструктивные формы взаимодействия, основанные на желании эмоционального сближения. Для включения родителей в игровое общение с ребёнком, оказания им помощи в построении партнёрских отношений с ребёнком в игре, создании игровой среды для малыша дома был проведён семинар-практикум «Играем вместе». Родители узнали, какие игрушки необходимы детям, правила их приобретения, научились использовать в игре бросовый материал и предметы-заместители.

      Сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, вовлечь в процесс совместной деятельности по развитию детей помогает привлечение их к реализации проектов. Совместные образовательные проекты  «Занимательные числа», «В гостях у книжки», «Познаём тайны мира насекомых», «Пернатые друзья» побудили родителей наших воспитанников к участию в собрании «музея цифр»,  созданию совместных поделок, рисунков, участию в конкурсах и акциях, к приобретению детских энциклопедий и книг для семейного чтения.

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие требует огромной предварительной работы от педагога, оно позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Проведение совместных досугов и праздников помогает педагогу  в установлении партнёрских отношений с родителями воспитанников. Сначала на приглашение стать участниками какого-либо мероприятия откликалась лишь небольшая часть родителей. После каждого проведённого досуга, праздника родителей-участников  становилось всё больше. С большим увлечением дети и родители принимали участие в совместных праздниках и досугах:  «Мамочка любимая моя», «А, ну-ка, папы!», «День матери», «Богатырские потехи», «Добро пожаловать в лес!». Удалось привлечь мам к показу нашим малышам кукольного спектакля «Теремок на новый лад», удовольствие получили и «артисты», и зрители. Большую помощь оказывали родители и в подготовке мероприятий: шили костюмы, изготавливали маски. Совместный досуг не только объединил родителей и детей, но и создал атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала, детей и родителей.  

     Принимая участие в совместных конкурсах и выставках рисунков и поделок,  родители обнаружили в себе таланты и творческие способности, о которых  даже  не догадывались. Так, очень интересно прошёл конкурс детско-родительских рисунков на асфальте «Шестиногие малыши – насекомые». Яркие, красочные изображения бабочек, божьих коровок, стрекоз и жуков вмиг украсили территорию детского сада, объединив совместной творческой деятельностью детей и взрослых. Море воображения и фантазии применили родители и дети, изготавливая поделки из воздушных шаров «Птички-невелички»,  из овощей и фруктов «Волшебные превращения», из природного материала «Осенние фантазии». Украсили нашу «Полянку творчества» совместные детско-родительские рисунки  на тему «Моя любимая сказка», «Ах, лето красное!». Родители признались, что им очень понравилось рисовать и изготавливать поделки вместе с ребёнком, с пользой проводя часы вечернего досуга.    

       В последнее время нами чаще стала использоваться такая форма взаимодействия с семьями воспитанников как акция. Были проведены акции «Книга в подарок группе», «Поможем зимующим птицам»,  «Цветущий участок», название которых полностью раскрывает их содержание. В ходе акций родителям как участникам предоставляется возможность показать ребёнку личный пример положительного отзывчивого поведения.

         Конечно, формирование родительской компетентности, вовлечение семей воспитанников в жизнь детского коллектива, сплочение родительского коллектива единомышленников – это процесс длительный  и кропотливый, требующий терпеливого следования выбранной цели, который продолжается и сейчас. Но уже сегодня работа над проблемой в течение 3-х лет, система мероприятий  и нетрадиционных форм работы даёт положительные результаты.

Результативность опыта:

        Можно сказать, что  у родителей повысился уровень педагогической компетентности, если:

а) оформились образовательные запросы родителей (я точно знаю, что хочу для своего ребёнка);

б) родители знакомы с различными педагогическими воздействиями на ребёнка, что позволяет избежать наказаний;

в) узнали много нового о развитии детей дошкольного возраста и индивидуальных особенностях своего ребёнка;

г) стали лучше разбираться в поведении своего ребёнка, изменили некоторые стереотипы в отношениях с ребёнком;

д) родители с удовольствием участвуют в мероприятиях детского сада, активны и заинтересованы.

         Что показывают результаты использования нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников:

- с каждым годом повышалось количество родителей, принимающих активное участие в жизнедеятельности детского сада. Они с готовностью откликаются на просьбы педагога о помощи в подготовке совместных праздников и досугов, участии в реализации проектов, изготовлении поделок и рисунков. Если в 2012 году родителей – активистов было только 15,4%, то за три года применения нетрадиционных форм работы с семьёй их количество выросло до 36,6%, а количество родителей-наблюдателей уменьшилось на 23%.

«Включенность» в образовательный процесс:

Год

Количество семей в группе

Количество родителей

Родители-наблюдатели

Родители-исполнители

Родители-активисты

2012 г

26

52

53,8%

28 человек

30,8%

16 человек

15,4%

8 человек

2013 г.

26

52

44,2%

23 человека

28,8%

15 человек

27%

14 человек

2014 г.

26

52

30,8%

16 человек

32,6%

17 человек

36,6%

19 человек

Анкетирование родителей  показало, что повысился уровень их психолого-педагогических знаний, при посещении проводимых мероприятий, они узнали:

1. О разных неизвестных ранее способах педагогического воздействия на ребёнка, которые позволяют общаться с ребёнком дома, избегая наказаний- 20%.

2. Благодаря педагогическому контакту с воспитателями стали лучше разбираться в поведении своего ребёнка, чаще анализировать причины своих неудач и просчётов- 15%.

3. При помощи педагогов смогли осознать и изменить некоторые неверные установки и стереотипы в отношениях с ребёнком- 30%.

4. Узнали много интересной и поучительной информации о собственных детях и методах взаимодействия с ними -35%

Если три года назад при использовании только традиционных форм работы с семьёй на вопрос о причинах трудностей в осуществлении воспитания ребёнка 73% родителей ответили: «Нехватка педагогического опыта и трудности в выборе методов воздействия на ребёнка», то в 2014 году количество таких родителей уменьшилось на 42% и составило 31%.

В результате проделанной работы при использовании нетрадиционных форм общения и взаимодействия с семьями воспитанников повысился уровень психолого-педагогической компетентности родителей, оформились их педагогические запросы, родители стали более активно участвовать в педагогическом процессе и совместной деятельности по развитию детей. В настоящее время продолжен поиск новых путей сотрудничества и оказания помощи родителям. Поставлены задачи разработки памяток, игровых тренингов и совместных творческих мастерских для детей и родителей.