Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания
проект (младшая группа) на тему

Налимова Анжела Валериевна

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzaimodeystviya_dou_s_uchrezhdeniyami_sociuma.docx209.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звёздочка» посёлка Пурпе, Пуровского района.

Проект

 «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания»

Составила:

 Воспитатель – Налимова А.В.

Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социо - культурного опыта. Важнейшая проблема, с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.

В это понятие вкладывается:

во-первых – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм и установок, присущим как обществу в целом, так и отдельным группам; во-вторых – это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социо - культурный опыт.

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Современный детский сад может стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья».  Дошкольное учреждение, может приобрести большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа А.Риккера, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива.
Современное ДОУ может и должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города.  Эффективность работы ДОУ снижается из-за несогласованности действий учреждений образования, культуры, здравоохранения. Опыт работы  ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получили хороший стимул к сотрудничеству, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, осталось удовлетворение от совместной работы и общения. Проект   «Взаимодействия ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания» представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Конституция РФ, ст.43;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
  • Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
  • Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16
  • Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №6523-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

Цель проекта: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.

Задачи:

  • Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания .
  • Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
  • Стимулировать  всестороннее развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в период их адаптации  к дошкольному учреждению.
  • Обеспечение психо - эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Принципы:

  • Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
  • Личной ориентированности – направлен, на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья»;
  • Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;
  • Диалогичности – нацелен,   на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;
  • Деятельной организации – направлен,  на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы

Предполагаемый результат

  1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
  2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию воспитанников.
  3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
  4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
  5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо- культурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

Основные тенденции и направления взаимодействия ДОУ с социумом

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
  • социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ

    Взаимодействие участников образовательного процесса

Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

 К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется парциальностью, четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Педагогами  ДОУ осуществляется практика использования поддерживающего и развивающего или продуктивного взаимодействия с родителями. Эти типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. В практической деятельности учитываются и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:

  • доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
  • разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
  • учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
  • направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
  • использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.

Учет перечисленных свойств помогает педагогам решать основные на данном этапе задачи:

  • Интенсифицировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.
  • Пересмотр информационной политики в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом. Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг.
  • Одним из активизирующих методов является метод проектов, который получил большое распространение в ДОУ. Он позволяет эффективнее использовать внутренние ресурсы образовательной системы ДОУ, включать нетрадиционные модели взаимодействия с семьей.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

  1. Работу с государственными структурами и органами местного самоуправления,
  2. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
  3. Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры,
  4. Взаимодействие с общественными организациями.

Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 и 4 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

  • добровольность;
  • равноправие сторон;
  • уважение интересов друг друга;
  • соблюдение законов и иных нормативных актов;
  • обязательность исполнения договоренности;
  • ответственность за нарушение соглашений.

      В договоре, который мы заключаем с каждым из социальных партнеров, четко определяем, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер.

       Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.

Такая работа, проводимая педагогами  ДОУ, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Место события: посёлок Пурпе.

Участники:

-Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Звёздочка» посёлка Пурпе муниципального образования Пуровский район.

-Детская поликлиника;

-Родители воспитанников;

-Дети групп раннего возраста;

-Воспитатели ДОУ.

Социальное партнерство.  Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации"

Отработан механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания ....

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей. «Теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимости от стиля семейного воспитания »

В  процессе  адаптации  ребенка  в  раннем  возрасте  можно  выделить  особенные  факторы,  такие  как  межличностные  отношения,...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...