«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»
материал

Cизых Анна Викторовна

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mps-1.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

Подготовили:      Сизых А.В.

Борзенко И.Н.

Адаптация – сложный период вхождения ребенка в новые социальные условия, сопровождающийся значительными изменениями в эмоциональных стереотипах взаимодействия с близкими людьми. Этот период требует создания условий, удовлетворения потребностей детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и детским садом, правильной организации воспитательного процесса. 

Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.

Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации и обеспечение эмоционального благополучия ребенка в этот период.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

В период адаптации малыша к условиям детского сада многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей, также можно оформить фото-стену. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Педагог учит их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Свою работу в адаптационный период строим по нескольким направлениям:

- Взаимодействие в игре

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Здесь используем различные сюжетные игры (чаепитие у куклы Маши, сбор на прогулку, купание и др), пальчиковые игры, игры-забавы, ведь лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются гости – зайчики, собачки, лисички и др. Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком, сыпучими и природными материалами и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. В адаптационный период отдаем предпочтение индивидуальным формам работы. Даже в таких малочисленных подгруппах детей (3-4 малыша) дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.

- Совместная деятельность детей с воспитателем отражается и в играх по конструированию из пластмассового и деревянного конструкторов, а также конструирование из мягких модулей.

- Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Маленькие песенки – потешки помогают нам в проведении режимных моментов.

- Музыкальное воспитание имеет особую значимость в период адаптации. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Наличие магнитофона в группе позволяет нам слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, песенки со звукоподражанием Е.Железновой, «Звуки природы», а иногда и современную популярную музыку. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать.

- Рассматривание игрушек, книжек, картинок; наблюдение за объектом природы также вызывает у детей положительные эмоции.

- Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Положительные эмоции у детей вызывает рисование пальчиками, ладошками, пипетками вместе с педагогом. Это  возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо со свободным доступом детей к карандашам, мелкам и бумаге помогает решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. А выбранный цвет всегда поможет нам  понять, как в данный момент на душе у ребенка: тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

- В процессе адаптации ребенка также используем такие формы и способы как элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

- Для развития движения подбираем игровые упражнения, подвижные и музыкальные игры. В момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию. Подвижная игра это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

В этот период также важны доверительные отношения между педагогом и родителями, личная заинтересованность, открытость детского сада. Мы всегда готовы идти на контакт, научить, помочь, посоветовать. В мессенджер для родителей выкладываем фото и видео деятельности детей. Привлекаем родителей к совместной деятельности. Обычно в вечернее время малыши показывают чем они занимались, что то что их особенно заинтересовало или новое.

Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду является основной создания  эмоционального благополучия детей в период адаптации. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.

Рекомендации-подсказки «Адаптация без слез»

- В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.

- Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

- Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

-   Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.

- В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить.

-  Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой и сыпучими материалами.

-  Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

-  Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

-  Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

-      Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

-   Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

- Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.

- Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Конкурс. Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Данная статья посвящена особенностям адаптации к детскому саду детей раннего возраста,  детей с  2-х лет. Материал статьи основан на педагогическом опыте. В основе статьи описывается система...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обс...

"Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями в поведении ребенка, расстройством сна, аппетита. В начале адаптации происходит самая сл...

Особенности адаптации детей раннего возраста (ясельная группа) к условиям ДОУ.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ выступление педагога-психолога на родительском собрании (Психологические особенности детей 2-3 лет в период адаптации"....