Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
учебно-методический материал на тему

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей раннего возраста первые дни в детском саду, а порой, и месяцы являются трудной и в большинстве случаев неосознаваемой ситуацией.

На современном этапе развития нашего общества к адаптации детей в условиях детского сада относятся не достаточно серьёзно. Поэтому, тема об особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в наше время очень актуальна.

Ученные установили тот факт, что в период адаптации к новым социальным условиям у детей независимо от возраста возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, дети начинают плакать, испытывать страх, заболевают, у них наблюдаются агрессивные действия по отношению к окружающим или общая заторможенность, негативизм. Так же отмечается, что социальные контакты и речевая активность в это время уменьшается, а иногда исчезает полностью. Дети теряют часть приобретённых ранее навыков, резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. Всё это сопровождается задержкой как нервно-психологического, так и физического развития, соматическими изменениями, что сильно влияет на здоровье ребенка.

В России проблему адаптации детей к условиям детского сада изучали: Л.В. Белкина, А.С. Галанов, Т.И. Гризик, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, Т.В. Костяк, Е.О. Смирнова [2],[3],[5],[6],[7],[8],[13]. На сегодняшний день проблема особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада волнует многих воспитателей, что и составляет проблему моего творческого отчета.

Вопросы по подготовке детей к поступлению в детский сад волнуют многих родителей, но слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) или когда до первого посещения детского сада остаётся совсем мало времени. Самая большая сложность взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы при адаптации детей не упустить время и как можно раньше – за два-три месяца установить контакт с семьёй ребёнка, поступающего в ДОО. Как правило, родители охотно откликаются на предложение встретиться и обсудить предстоящее событие в жизни своего ребенка и его готовность к этому. Поступление в детский сад является достаточно серьёзным этапом в жизни любого малыша, поэтому готовиться к нему необходимо всей семьёй и заблаговременно.

Целью творческого отчета является изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, для того, чтобы сделать процесс привыкания ребёнка к режиму детского сада безболезненным, плавным, а так же по возможности избежать адаптационных стрессов и дезадаптации.

Гипотеза: если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста ввести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации), то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Исходя из главной цели и гипотезы, я определила задачи своей работы:

1.провести теоретический анализ особенностей развития детей раннего возраста и их адаптации к условиям и режиму в детском саду;

2.составить план работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

3.осуществить подготовку детей к посещению детского сада (создать условия для формирования доверительных отношений к воспитателям, способствовать безболезненному привыканию детей к условиям детского сада, не допуская потери здоровья);

4.разработать рекомендации для родителей.

Объектом моей работы является адаптация детей к условия детского сада.

Предметом работы является психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Методологической основой работы стали исследования Л.И. Божович и А.Л. Венгера об условиях и факторах социальной адаптации ребёнка, М.И. Лисиной о роли и развитии общения на ранних этапах онтогенеза, труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова о развитии личности ребёнка, В.С. Мухиной об особенностях развития детей раннего возраста и Н.М. Аксариной, Н.М. Щелованова, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной о контроле развития детей раннего возраста.

Практическая значимость работы: материал по творческому отчету может быть использован в области практической педагогической деятельности. Он поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для взаимодействия друг с другом, способствующие плавному переходу детей от домашнего режима к режиму детского сада, поможет сохранить их психологическое и физическое здоровье, а так же прочувствовать ответственность каждого взрослого за процесс адаптации детей к условиям детского сада.

Работа проводилась на базе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного типа № 2 "Алиса"", г. Козельск Козельского района Калужской области с 15 детьми: 3 мальчиками и 12 девочками.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида №2 «Алиса»», г. Козельск, Козельского района Калужской области

Юдина Ирина Борисовна, воспитатель

Содержание:

Введение.........................................................................................................................................3

1.Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…...................................................................................…............................................…..........5

  1. Понятия адаптации, адаптированности, дезадаптации…..........................………5
  2. Возрастные особенности детей 2-3 лет………..................................................…..7
  3. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.......11
  4. Режим как основа жизни ребёнка.………..……..…....…………….......................13

2. Практическая работа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.......................................................................................…........................................……….16

  1. Ход работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.......……….....................................................................................................................16
  1. Анализ результатов работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.................................................................…………………..………...…..20

Заключение……………………………………………………………......................…….......24

Список литературы……………...........................................................…………………........25

Приложения

Введение

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей раннего возраста первые дни в детском саду, а порой, и месяцы являются трудной и в большинстве случаев неосознаваемой ситуацией.

На современном этапе развития нашего общества к адаптации детей в условиях детского сада относятся не достаточно серьёзно. Поэтому, тема об особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в наше время очень актуальна.

Ученные установили тот факт, что в период адаптации к новым социальным условиям у детей независимо от возраста возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, дети начинают плакать, испытывать страх, заболевают, у них наблюдаются агрессивные действия по отношению к окружающим или общая заторможенность, негативизм. Так же отмечается, что социальные контакты и речевая активность в это время уменьшается, а иногда исчезает полностью. Дети теряют часть приобретённых ранее навыков, резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. Всё это сопровождается задержкой как нервно-психологического, так и физического развития, соматическими изменениями, что сильно влияет на здоровье ребенка.

В России проблему адаптации детей к условиям детского сада изучали: Л.В. Белкина, А.С. Галанов, Т.И. Гризик, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, Т.В. Костяк, Е.О. Смирнова [2],[3],[5],[6],[7],[8],[13]. На сегодняшний день проблема особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада волнует многих воспитателей, что и составляет проблему моего творческого отчета.

Вопросы по подготовке детей к поступлению в детский сад волнуют многих родителей, но слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) или когда до первого посещения детского сада остаётся совсем мало времени. Самая большая сложность взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы при адаптации детей не упустить время и как можно раньше – за два-три месяца установить контакт с семьёй ребёнка, поступающего в ДОО. Как правило, родители охотно откликаются на предложение встретиться и обсудить предстоящее событие в жизни своего ребенка и его готовность к этому. Поступление в детский сад является достаточно серьёзным этапом в жизни любого малыша, поэтому готовиться к нему необходимо всей семьёй и заблаговременно.

Целью творческого отчета является изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, для того, чтобы сделать процесс привыкания ребёнка к режиму детского сада безболезненным, плавным, а так же по возможности избежать адаптационных стрессов и дезадаптации.

Гипотеза: если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста ввести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации), то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Исходя из главной цели и гипотезы, я определила задачи своей работы:

1.провести теоретический анализ особенностей развития детей раннего возраста и их адаптации к условиям и режиму в детском саду;

2.составить план работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

3.осуществить подготовку детей к посещению детского сада (создать условия для формирования доверительных отношений к воспитателям, способствовать безболезненному привыканию детей к условиям детского сада, не допуская потери здоровья);

4.разработать рекомендации для родителей.

Объектом моей работы является адаптация детей к условия детского сада.

Предметом работы является психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Методологической основой работы стали исследования Л.И. Божович и А.Л. Венгера об условиях и факторах социальной адаптации ребёнка, М.И. Лисиной о роли и развитии общения на ранних этапах онтогенеза, труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова о развитии личности ребёнка, В.С. Мухиной об особенностях развития детей раннего возраста и Н.М. Аксариной, Н.М. Щелованова, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной о контроле развития детей раннего возраста.

Практическая значимость работы: материал по творческому отчету может быть использован в области практической педагогической деятельности. Он поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для взаимодействия друг с другом, способствующие плавному переходу детей от домашнего режима к режиму детского сада, поможет сохранить их психологическое и физическое здоровье, а так же прочувствовать ответственность каждого взрослого за процесс адаптации детей к условиям детского сада.

Работа проводилась на базе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного типа № 2 "Алиса"", г. Козельск Козельского района Калужской области с 15 детьми: 3 мальчиками и 12 девочками.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

1. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста

к условиям детского сада

1.1. Понятия адаптации, адаптированности, дезадаптации

Для осуществления подготовки родителей и детей к посещению детского сада воспитатель должен знать о понятиях «адаптация», «адаптированность», «дезадаптация» и разбираться в особенностях адаптационного периода.

Адаптация – приспособление (биологическое или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомесстаза [8, с.337].

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование организма на колебания факторов внешней среды [7, с.30].

Большой вклад в трактовку понятия «адаптация» внёс Ж.Пиаже. В рамках его концепции «адаптация» рассматривается как единство противоположно направленных процессов аккомодации (изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями) и ассимиляции (использование  в новых условиях уже готовых умений и навыков без их существенного изменения). Аккомодацию часто обозначают термином «адаптация», который употребляется в более узком смысле и обеспечивает модификацию функционирования организма в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция направлена на изменения тех или иных компонентов среды и их переработку согласно структуре организма или включение в имеющиеся у человека схемы поведения. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга, что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них [7, с.31].

Эффективность процесса адаптации ребёнка в значительной мере определяется успешностью его деятельности, а так же сохранением психического и физического здоровья. Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат процесса адаптации. Адаптация – социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит ребёнка к состоянию приспособления. Хорошо адаптированный к условиям детского сада тот ребенок, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Дезадаптация – это нарушение приспособления организма к условиям существования, в первую очередь к условиям социальной среды [8, с.338].

Дезадаптация характеризуется следующими особенностями поведения: долгий плач, нежелание играть, общаться с детьми, невыполнение просьб и правил поведения, протест, страх, агрессивные действия, негативизм, длительность такого поведения, частая заболеваемость.

Кроме того различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, выделенные Р.В. Тонковой-Ямпольской и Т.Я. Черток (по терминологии Ю.А. Макаренко – хорошую, удовлетворительную и плохую):

  • Лёгкая адаптация к 20 дню пребывания в детском саду ребёнка нормализируется сон, он начинает нормально есть, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Речь хорошо развита, настроение спокойное, пантомимика выразительна.  Ребёнок адекватно реагирует на замечания, корректируя после них своё поведение. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений:
  • Адаптация средней тяжести поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания ребёнка в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). На замечания и поощрения ребёнок реагирует адекватно, но может нарушать правила поведения. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снизился;
  • Тяжёлая адаптация характеризуется, волнительной длительностью  (от  двух до шести месяцев и более) и тяжестью всех проявлений, а так же замкнутостью, тревожностью. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои проявления:

Так же выделяют очень тяжёлую степень адаптации, которая длится около полугода и более. Поведение ребёнка непредсказуемо, он плачет постоянно, не ест, не спит, не играет, его невозможно ничем отвлечь. Встаёт вопрос – стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, что он «несадовский ребёнок» [2, с.5]

Длительность периода адаптации зависит от особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка, от наличия тренировки нервной системы. Так же и от состояния здоровья, резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находиться в детском саду, а так же от методов воспитания в детском саду. Необходимо обратить внимание родителей на то, что предъявляются ли к ребёнку дома те же требования, которые предъявляются к нему в детском саду. Для адаптации ребёнка к условиям детского сада – это не маловажная особенность.

Для оптимального осуществления привыкания ребёнка к условиям детского сада необходимо учитывать разработанные психолого-педагогические параметры адаптации, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации, определить её степень и предполагать индивидуальные подходы к детям и к родителям в период адаптации. Но осуществление этой работы невозможно без знания воспитателем возрастных особенностей детей раннего возраста.

1.2. Возрастные особенности детей 2-3 лет

В период раннего детства, ребёнок очень быстро растёт, что приносит ему и взрослым много радости и свойственных трудностей. Чтобы помочь детям легче адаптироваться к условиям детского сада, взрослым необходимо знать особенности развития их физических и психических качеств.

Организм ребёнка раннего возраста приспособлен к окружающей среде, поэтому для него становится важным исследование окружающего мира. За третий год жизни он прибавляет в весе от 2,5 до 3 килограммов, рост увеличивается на 7-8 сантиметров. Задержка, или отсутствие приростов размеров тела, или отрицательные сдвиги в массе говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют внимания взрослых, наличия интенсивных физических упражнений, а так же игр в сочетании с оптимальным режимом питания.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью [8, с.113].

Уровень интеллектуального развития в раннем возрасте тесно связан с уровнем развития двигательной активности. В период с двух до трёх лет ребёнок овладевает основными видами движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками. Чем лучше физическое развитие, тем выше интеллектуальный потенциал ребёнка. Мышление ребёнка в этом возрасте наглядно-действенное, увеличивается количество знаний и навыков, пополняется словарный запас и объем рабочей памяти, в результате мыслительные процессы принимают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность, ребёнок может выделить существенные признаки предмета, синтезировать их в целое представление о предмете, сравнить предметы, выделив различия, осмыслить простые ситуации.

Зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов и в пространстве, оценивать их параметры, выполнять целенаправленные движения, планировать и исправлять ошибки. Учённые установили, что уровень формирования психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Печора К.Л. отмечает, что движения рук управляются несколькими механизмами, при которых чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов [12, с. 27].

Выделяется две основные функции зрительной системы: зрительное восприятие и зрительная память. В возрасте двух-трёх лет у ребёнка активно развивается зрительное восприятие под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Ребёнок может точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения доступного ему действия. Ребёнок накапливает запас представлений, что важно для его умственного развития.

Зрительная память позволяет воспроизводить увиденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохранённые образы могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения, для группировки, для фантазирования. На прочность запоминания влияет и связь со слуховыми впечатлениями. Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков - речевое общение. Значительно медленнее развивается звуковысотный слух – восприятие соотношения звуков по высоте. У человека присутствует три вида слуховой памяти: речевая, неречевая, музыкальная. Для развития речевой и музыкальной памяти необходим многолетний опыт. Неречевая память развивается посредством неречевых звуков, мир которых богат и становится понятным уже в раннем возрасте. К трём годам ребёнок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.

Восприятие ребёнка к трём годам становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Малыш может долгое время не отвлекаясь, рассматривать, наблюдать, искать. На развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Важным направлением развития восприятия, по мнению В.С. Мухиной, является усвоение сенсорных эталонов. Развивающие упражнения помогают ребёнку научиться выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов. По средствам таких упражнений развивается восприятие, внимание, творческое мышление, речь и память.

Внимание детей раннего возраста отражает их интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью.

Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение, хранение и воспроизведение через некоторое время информации. В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к трём годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания. Память ребёнка, как и внимание – непроизвольна. Дети лучше запоминают в процессе игры, произвольность запоминания появляется к трём-четырём годам. Развитие памяти у детей тесно связано с развитием интеллекта. Используя особенности развития памяти, Г. Доман, Н.В. Зайцев, Массару Ибука построили свои программы раннего обучения [3, с.14]. Максимально используя резервы механической памяти, они доказывают, что в этом возрасте легко обучить детей чтению, что в дальнейшем откроет им огромный мир книг. Исследователи определили, что к трём годам формируется долговременная память, ребёнок осознает и помнит себя как личность.

Воображение ребёнка в период раннего детства возникает в игре, и на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполняемых с ними игровых действий. Воображение воспроизводит впечатление в виде образов, присутствует во всех видах деятельности ребёнка, но наиболее ярко выражается в рисовании, чтении сказок и стихов. Так как у детей более ограниченный жизненный опыт, то неустанная работа их воображения требует постоянного контроля со стороны взрослых, под их руководством ребёнок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Подражание окружающим влияет на формы и способы взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в раннем возрасте. Подражательность, лёгкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации ребёнка, влияют на характер взаимоотношений между детьми. Исследуя психологическую основу подражания, учённые рекомендуют широко использовать подражание в детских играх. В них дети проявляют активность и самостоятельность в выборе предмета подражания и способа выражения. Самостоятельность является необходимым условием организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Не менее важно научить ребёнка действовать согласованно, играть мирно, не ссориться.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребёнок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Эмоциональная сфера детей недостаточно устойчива, поэтому с детьми предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения. Большое влияние на все стороны психики детей раннего возраста оказывает ведущая деятельность - предметная, которая определяет специфику общения с окружающими.

Уровень волевого развития ребёнка является определяющим в характере отношений между детьми, умение преодолевать трудности, считаться с интересами окружающих, подчинять своё поведение установленным нормам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительные и бесконфликтны.

Освоение навыков самообслуживания в раннем детстве приобретает для ребёнка важнейшее значение. В два-три года ребёнок помогает убирать со стола, ест сам, но не аккуратно, пьёт из чашки, пользуется вилкой и ложкой, без напоминания благодарит после еды, сам моет руки, снимает и надевает одежду без застёжек, обувается с незначительной помощью взрослого, помогает взрослому убирать игрушки. Освоение навыков самообслуживания помогают облегчить адаптацию ребёнка к условиям детского сада.

В раннем возрасте активность ребёнка значительно возрастает, и важную роль приобретает обеспечение его безопасности. Необходимо учитывать, что до четырёх лет ребёнок не способен понять и запомнить все то, что ему рассказывают о безопасности взрослые. Родители и работники детского сада должны быть предусмотрительными и принимать соответствующие меры предосторожности.

Главное в развитие ребёнка раннего возраста – становление его самостоятельности. По мнению Л.С. Выготского, А.С. Галанова, В.С. Мухиной «кризис трёх лет» обуславливает:

Негативизм. Не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. При яркой форме негативизма ребёнок отрицает всё, что говорит взрослый. Ребёнок опробует в общении слово «нет», осваивает спектр человеческих отношений.

Упрямство. Ребёнок настаивает на своём не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он, таким образом, самоутверждается, проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование. Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

Строптивость. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм направлен против взрослого, а строптивость направлена против установленных норм поведения. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трёх лет.

Своеволие. Ребёнок хочет все делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему ещё не хватает умений.

Протест – бунт. Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Обесценивание ребёнком личности близких людей. Ребёнок может начать обзывать маму или папу словами, которые раньше никогда не употреблял. Может резко поменять отношение к своим игрушкам, отказываться играть с ними.

Деспотизм и ревность. Встречается в семье с единственным ребёнком по отношению к окружающим. Ему должны немедленно дать всё, что он хочет. В семье с несколькими детьми чаще проявляется ревность по отношению к младшим или старшим детям.

«Кризис трёх лет» является сложным, но естественным периодом в жизни любого ребёнка. Он овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и взрослые обязаны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познаёт самого себя. Поэтому ребёнок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вёл, его всегда будут любить и никогда не бросят. Необходимо уважать то мужество, которое требуется ребёнку, переживающему первый кризис самопонимания [3, с.29].

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом и физическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности.

1.3. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Появление ребенка на свет является ярким примером биологической адаптации. Основные системы организма ребенка должны иметь соответствующий уровень готовности адаптационных механизмов к самостоятельному существованию. Здоровый новорожденный ребёнок имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях. Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает созревать и после рождения ребёнка. В рамках этой системы, уже после рождения, у ребёнка формируется возможность к адаптации по мере того, как он овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы высшей нервной деятельности.

В период адаптации, эти изменения обрушаются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Чтобы избежать стрессов, необходимо помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна выработка единых требований к поведению ребёнка.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им. Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребёнка в период адаптации может привести к осложнению в его поведении. Строгость к детям неуверенным, малообщительным вызывает у них слёзы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

Ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям, чаще заболевают, острее переживают разлуку с близкими людьми. Случается так, что ребёнок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние так же должно обеспокоить взрослых.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребёнка раннего возраста. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход и методически правильное проведение всех режимных процессов, таких как сон, кормление, туалет, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, игровая деятельность, создания у детей уравновешенного и положительного настроения.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребёнок при расставании с родителями начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям, к малознакомым взрослым, к новой обстановке.

Поведение ребёнка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер, поэтому очень важно знать привычки ребёнка, считаться с ними. Незнание привычек ребёнка значительно осложняет работу воспитателей, так как педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и очень часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребёнка сразу узнать трудно, поэтому взаимодействие с родителями важный аспект адаптации детей к условиям детского сада. Ведь в домашних условиях ребёнок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий родителей, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения со сверстниками и с взрослыми. Опыт общения ребёнка с окружающими его людьми, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребёнка раннего возраста в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [11, с.60].

Воспитатель должен установить контакт с ребёнком в первый же день, как только малыш придёт в группу детского сада. Но если у ребёнка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно. В таком случае целесообразно разрешить родителям посещать группу в первую неделю адаптации вместе с детьми. Родитель должен побудить ребёнка обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит, а воспитатель подтверждает это своими действиями.

Следовательно, на характер привыкания ребёнка к условиям детского сада влияет ряд факторов:

Возраст и пол ребёнка. С ростом и развитием ребёнка изменяется степень и форма его привязанности к родителям. Оптимальный вариант приёма детей не ранее двух лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к родителям не сопровождается зависимостью от них. Более благоприятный для адаптации возраст от двух лет приходится преимущественно для девочек. У мальчиков более благоприятный возраст для адаптации в детском саду приходится на два с половиной, три с половиной года. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют родственную привязанность. Если ребёнок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше трёх лет – девочку и трёх с половиной лет – мальчика.

Состояние здоровья. Здоровый, развитый по возрасту, ребёнок обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Расставание с родителями начинает приводить ребёнка раннего возраста в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьёзно отнестись к появлению этих симптомов.

Сформированность опыта общения. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определённым человеком. Причиной трудного привыкания к условиям детского сада может служить несогласованность между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка с взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества с взрослым. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. В общении друг с другом малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам, находят общие игры. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода ребёнка в условиях детского сада.

Степень родительской опеки. Воспитательная позиция родителей является основной для формирования стиля воспитания ребёнка в семье. Стилевые особенности детского-родительских отношений оказывают существенные влияния на процесс адаптации ребёнка к детскому саду. Важными характеристиками воспитательных позиций родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Эти факторы, определяют особенности адаптации ребёнка к условиям детского сада. Позволяют установить – насколько успешно ребёнок справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны с физическим и с психологическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

В настоящее время в современном обществе значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает, а роль семьи постепенно снижается. Это обусловлено многими причинами, в том числе и большей занятостью родителей. Однако, несмотря на это, семья остаётся ведущим институтом социализации в раннем детстве. Именно в ней закладываются основы личности ребёнка, кроме того, в ситуации социальной нестабильности семья оказывается той, возможно, единственной, средой, где ребёнку гарантируются принятие и безопасность [7, с.68].

  Таким образом, состояние здоровья ребёнка, умение общаться, сформированность предметной и игровой деятельности, стиль и воспитательная позиция родителей являются основными критериями, определяющими особенность адаптации детей к условиям детского сада, по которым можно судить о степени готовности ребёнка к поступлению в детский сад и о благополучности пребывания ребёнка в нём.

1.4. Режим как основа жизни ребёнка

На каждом возрастном этапе организм ребенка требует чёткий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим, ведь он является залогом правильного развития. Известные педагоги, физиологи, медики Н.М. Аксарина, А.Аршавский, Н.М. Фонарёв, Н.М. Щелованов определяют режим как основу жизни маленького ребёнка, без которой не происходит правильного развития.

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребёнка (сон, приём пищи, бодрствование), а так же смена видов деятельности [13, с.17].

Сон и бодрствование, два сопряжённых состояния, определяющих режим дня ребёнка. Исследованиями Н.М. Щелованова установлены качественные изменения и закономерности бодрствования и сна у детей раннего возраста.

Бодрствование – это деятельностное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействие с окружающей средой [9, с.32].

Сон – жизненная потребность организма человека [9, с.32]. Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослабление восприимчивости органов чувств, снижением двигательной активности, следовательно, организм ребёнка во время сна полностью отдыхает.

Бодрствование и сон является взаимосвязанными состояниями нервной системы организма, после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. Если ребёнка укладывать спать, кормить и организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время активной деятельности, приёма пищи и сна.

Режим должен обеспечить детям необходимое суточное количество сна и бодрствования, поэтому необходимо учитывать показатели правильно составленного режима:

  • отсутствие у ребёнка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций);
  • уровень деятельности ребёнка соответствует возрасту;
  • ребёнок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну), от одного вида деятельности к другому;
  • у ребёнка хороший аппетит, глубокий сон.

Педагогами Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов:

  1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей ребёнка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребёнка ко всем режимным процессам (к приёму пищи, гигиеническим процедурам, играм, движениям, к укладыванию на сон).
  2. Интерес к режимному процессу у ребёнка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нём. Активно участвуя в режимных процессах, ребёнок может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка у него опыта и знаний. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно, направлял и помогал ребёнку.
  3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребёнка. Жизнь ребёнка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно всё это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребёнка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребёнка правила поведения, но и обогащает активный словарь названиями блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко тёплое, горячее).
  4. Организация режима в детском саду предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 ребёнка моют руки, садятся за стол и тоже проделывают следующие дети.
  5. Перед каждым режимным процессом воспитатель даёт установку. Например: «Скоро будем обедать. Ребята, уберите игрушки на место и пойдём мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности [13, с.19].

При составлении режима дня в детском саду необходимо ориентироваться на существующие периоды – осенне-зимний и летний, в соответствии с этими периодами режимы будут разными (Приложение 1). В летнее время режим в детском саду и семье меняется, увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Непосредственно образовательная и игровая деятельность переносятся на участок, для того, чтобы дети как можно больше находились на свежем воздухе. На ночной сон в летний период дети укладываются позже на 30-60 минут.  [9.c.20]

Режим дня детей в детском саду должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации. Такой режим принято называть гибким, так как в нём продумана система быстрого реагирования воспитателей на внезапно изменившуюся ситуацию, что помогает детям лучше адаптироваться к условиям детского сада.

2. Практическая работа по адаптации детей раннего возраста

к условиям детского сада

2.1. Ход работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Работа проводилось на базе МКДОУ д/с №2 «Алиса» с 15 июня 2013 года по 30 мая 2014 года с 15 детьми (12 девочек, 3 мальчика) I младшей группы в возрасте 2-3 лет.

В ходе работы была поставлена цель: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, для того, чтобы сделать процесс привыкания ребёнка к режиму детского сада безболезненным, плавным, а так же по возможности избежать адаптационных стрессов и дезадаптации. Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, я проводила свою работу в несколько этапов:

Подготовительный этап (июнь-июль 2013г.) – я изучала методическую литературу по теме адаптации детей, работы педагогов и психологов, занимающихся решением вопросов, связанных с особенностями адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, особенности физического и психического развития детей раннего возраста, проводила их анализ. На этом этапе я так же проводила сбор информации о своих будущих воспитанниках от родителей, путём заполнения анкет, проведения бесед, родительского собрания и консультаций. Подбирала материал для осуществления плана работы по адаптации детей в МКДОУ д/с №2 «Алиса» (Приложение 2).

Основной этап (июль-август 2013г.) начался во время первого посещения родителями и детьми детского сада, при их знакомстве с группой и сотрудниками, которые будут взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всего дальнейшего пребывания ребёнка в детском саду. На этом этапе я организовывала повышение педагогической компетентности родителей путем их консультирования, бесед с педагогом – психологом, раздавала небольшие памятки. Определила прогноз возможной степени адаптации детей к условиям детского сада. В это же время я создавала в группе условия для сохранения и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирования у них доверительного отношения к воспитателям, проводила игры, мероприятия, способствующие безболезненному привыканию детей к детскому саду, формированию познавательной и коммуникативной сторон личности ребёнка, положительного отношения к детскому саду.

Заключительный этап (сентябрь-май 2014г.) работы позволил мне определить степень адаптированности  детей к условиям детского сада и проверить гипотезу моей работы. На этом этапе я разработала рекомендации для родителей по дальнейшему взаимодействию с детьми. Этап заключался в поддержании положительного результата адаптированности детей к условиям детского сада и в улучшении работы с теми детьми, чья степень адаптированности оказалась тяжелой.

Для изучения степени тяжести адаптации детей к условиям детского сада я провела диагностирование детей всей группы. Основным методом диагностирования стало наблюдение, которое позволило мне выявить прогноз адаптации, индивидуальные  особенности приспособления детей к новой для них ситуации и наметить пути дальнейшей работы с каждым из них. Наблюдение я проводила в свободной деятельности детей, в процессе игр, мероприятий, прогулок и при проведении режимных моментов. Параметрами наблюдения стали:

  1. Особенности эмоционального состояния ребёнка во время пребывания в детском саду. Я обращала внимание на преобладающий фон настроения в течение дня, реакции на разлуку с родителями, на поощрение и порицание со стороны взрослых. Для адаптационного периода характерны: эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, отказывается от общения с ними, сторонится сверстников.
  2. Особенности поведения ребёнка в детском саду. Я обращала внимание на нормативность и индивидуальные проявления поведения детей, агрессивное либо тревожное поведение, гиперактивность, пассивность, общение, отсутствие которых в дальнейшем могут осложнить адаптацию. При проявлении негативных реакций на ограничения, наказания мной оценивались наличие и особенности агрессивного поведения детей; вербальной агрессии; драчливости, физической агрессии в отношении взрослых и сверстников, провоцирующих конфликт.
  3. Сформированность навыков самообслуживания. Я обращала внимание на умение самостоятельно кушать, одеваться  и на владение культурно-гигиеническими навыками.
  4. Особенности протекания режимных моментов (приём пищи, дневной сон). Перелом сложившихся стереотипов поведения в семье, отсутствие необходимых ритуалов, сопровождающих режимные мероприятия, затрудняют привыкание детей к распорядку дня в детском саду. Я отслеживала привычки детей и по возможности их выполняла, соблюдала маленькие семейные ритуалы укладывания спать, одевания, высаживания на горшок.
  5. Особенности деятельности и поведения ребёнка в играх и на занятиях. Я следила за умением принимать задания, активностью при их выполнении, эффективностью выполнения игровых упражнений. Я обращала внимание на умение ребёнка играть одному или со сверстниками, умение делиться игрушками, включаться в игру, общаться во время игр, привлекать взрослых к игре, на особенности поведения детей, когда игру предлагает сам взрослый.
  6. Особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Я оценивала степень контактности ребёнка, интенсивность его взаимодействия со сверстниками, коммуникативные предпочтения, положение в группе и характер общения с ровесниками. Так же обращала внимание на игру, так как основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю и друг к другу.

В течение первого месяца пребывания ребёнка в детском саду и последнего месяца я ежедневно заполняла листы адаптации на каждого ребёнка, результаты которых определили прогноз возможной адаптации (Приложение 3). По итогам наблюдений я делала заключения, прогнозируя степень адаптации ребёнка к детскому саду и трудности, которые он может испытывать в процессе адаптации, а также планировала основные направления работы.

В основе определения степени адаптации ребёнка в детском саду лежат следующие показатели: характер основных режимных моментов (сон, бодрствование, аппетит, нервно-психическое и эмоциональное напряжение, контакты с взрослым и сверстниками, игра, речь, изменения в поведении в новых условиях, заболеваемость, вес ребёнка). Результаты наблюдений по группе представлены диаграммой 1 и в таблице прогноза возможной адаптации детей (Приложение 4).

Диаграмма 1.

Таким образом, я выявила, что в течение первых недель пребывания в детском саду дети испытывали определённые трудности, связанные с привыканием к новому режиму, к взрослым, к новым условиям.

Я предположила, что можно повысить степень адаптации детей за счёт проведения мероприятий и игр, сближающих детей друг с другом и с воспитателем, способствующих ознакомлению детей с окружающей обстановкой. Я посчитала, что за счёт этих мероприятий появится возможность снизить тревожность и неуверенность детей в себе, наладить контакты с воспитателями и сверстниками. Поэтому я подобрала серию мероприятий и игр, способствующих привыканию детей к условиям детского сада. Стала улучшать условия группы с учетом индивидуальных особенностей детей и их предпочтений, любимых книг, игр. Совместно с родителями мы стали оформлять фотоальбомы «Я и моя семья», с фотографиями близких детям людей, чтобы ребенок мог в любой момент посмотреть на них, и не расстраиваться, что их нет рядом, ведь они есть в альбоме (Приложение 5).

При проведении бесед с родителями детей, я раскрыла им основные закономерности формирования навыков и привычек у детей, значение их своевременного формирования для общего развития ребёнка раннего возраста и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Я знакомила родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняла, чему необходимо научить ребенка этого возраста, как правильно развивать его умения, какие выбирать игрушки и игры. Помогала родителям справляться с возникшими трудностями в период адаптации, вместе с ними способствовала плавной и лёгкой адаптации детей к условиям детского сада.

Моя работа заключалась не только в организации мероприятий, проводимых совместно со специалистами детского сада для детей и их родителей, но и в осуществлении качественной подготовки к приёму новых воспитанников, изучение современной методической литературы для создания благоприятных условий для психического развития детей и укрепления их здоровья. С учётом этих требований привыкание детей к детскому саду прошло достаточно легко. Результаты адаптированности детей к условиям детского сада представлены диаграммой 2 и в таблице степени адаптированности детей (Приложение 6).

Диаграмма 2.

Таким образом, я провела продуктивную работу по организации  процесса адаптации детей. Доказав, что при проведении предварительной работы с родителями перед поступлением детей в детский сад, за счёт проведения мероприятий и игр, сближающих детей друг с другом и с воспитателем, способствующих ознакомлению детей с окружающей обстановкой адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

2.1. Анализ результатов адаптации.

Для того, чтобы адаптация детей к условиям детского сада прошла быстро и в короткие сроки работа должна строиться с обязательным привлечением родителей. Так как наибольшая трудность в начале работы состояла в том, чтобы как можно раньше осуществить подготовку детей к поступлению в детский сад за один-два месяца до первого его посещения. Поэтому я провела анкетирование родителей «Давайте знакомиться!», «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (Приложение 7).

Моя работа строилась таким образом, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей раннего возраста, поступающих в детский сад, создать условия для формирования доверительного отношения детей к новым взрослым и, конечно же, познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в нашей группе, развивать у них педагогическую компетентность. Я выделила три основных направления своей работы:

С родителями: анкеты, которые заполнялись родителями, а затем анализировались мной совместно с педагогом-психологом. Консультации по темам: «Адаптация ребёнка к детскому саду», «Кризис трех лет» (Приложение 8) . Родительское собрание, листы-памятки и информационные листы с кратким материалом по темам: «Игра - не забава» и «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению», «На нашем дворе», «Дикие животные. Птицы», «Домашние животные. Птицы». (Приложение 9).

Вела лист психолого-педагогических параметров, определяющих готовность поступления ребёнка в детский сад (прогноз адаптации), заполнялись в первую неделю и через месяц посещения ребёнком детского сада (Приложение 10).

Лист адаптации, где отмечаются в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й и при необходимости 64-й и 128-й (по методике К.Л. Печоры) эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности) (Приложение 11).

Схема эмоционального портрета ребёнка заполняется 1 раз в 3 дня в течение 10 дней с участием родителей и педагогов (Приложение 12).

Карты нервно-психологического развития каждого ребёнка от 1 года 3 месяцев до 3 лет, разработанные Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной, по 6 эпикризным срокам) (Приложение 13).

Список детей по эпикризным срокам (Приложение14).

Я подготовила различные игровые зоны в групповом помещении (сенсорных игр, книжный, строительный, музыкальный уголки, а так же настенный групповой материал, центр материалов и продуктивной деятельности) (Приложение 15);

В течение первых недель пребывания в детском саду дети испытывали определённые трудности, связанные с привыканием к воспитателям, к новому стилю общения с ними, к новому режиму питания и к новому режиму дня, к групповой комнате, к спальне, к сверстникам, к умению играть вместе, дружно. Чтобы малыш с удовольствием шёл в детский сад, нужно создать о нём положительное впечатление.

Поэтому я подготовила фонотеку со спокойной музыкой и весёлыми детскими песнями, картотеку художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать доброе, радостное и весёлое настроение у детей в течение всего дня и избежать обыденности обстановки, заинтересовать детей.

Большое значение в период адаптации приобретает изучение личности ребёнка в системе его отношения с другими детьми в группе детского сада, так как именно это становится условием формирования важнейших качеств личности ребёнка. Кроме того, значимым условием успешной адаптации к детскому саду являются положительные взаимоотношения педагога и принятия ребёнка в новой социальной группе. В группе организовано место для возможностей уединения ребёнка, если ему захочется отдохнуть от коллектива.

Так же в группе имеется «Полочка для любых вещей», где по желанию ребёнка располагаются вещи, принесённые из дома, а так же весёлые, детские панно, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребёнку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их.

Так, постепенно, попадая в ту же знакомую групповую комнату, с каждым днем и с большей уверенностью дети начинают манипулировать различными игрушками. Я поддерживаю игры детей, предлагаю новые атрибуты или новое игровое действие. Затем предлагаю общую адаптационную игру. Например, детям очень нравятся игры: «Змейка», «Собери шары». Эти игры обычно вызывают у детей большой эмоциональный подъём и неподдельную радость. Провожу экскурсии с детьми и родителями по группе. Они с удовольствием рассматривают фотографии с режимными моментами, с нашими праздниками. Всегда обращаю внимание малышей на то, что в саду весело и интересно. Все наши детки улыбаются, и никто не плачет (Приложение 16).

Я даю информацию родителям об особенностях физического и психического развития детей раннего возраста, о целях и задачах на учебный год. Я считаю важным объяснить родителям, что они первые воспитатели своих детей и несут за них ответственность, а детский сад готов предоставить им помощь в воспитании и развитии малышей. Я всегда настоятельно рекомендую родителям не обманывать своего ребенка и сдерживать свои обещания.

Ещё важно объяснить родителям, что мы работаем, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому дать точный ответ об окончании и успешности адаптации очень сложно. Это зависит от многих факторов: психологический настрой малыша и его родителей, терпения, коммуникативных способностей ребёнка, его физических и психических особенностей.

Чтобы не осложнять адаптационный период, у малыша должен быть чёткий режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада. Я рассказываю и раздаю родителям режим дня группы, разработанный медиками и педагогами с учётом всех возрастных особенностей, настоятельно рекомендуя придерживаться его дома.

Главная задача моей работы - увлечь и заинтересовать каждого ребёнка, вызвать желание прийти в группу снова. Я вкладываю в этот период все свои актёрские, творческие, организаторские способности, а также уверенность в себе, свою коммуникабельность и доброжелательность.

Немаловажно подготовить родителей к тому, что ребёнок в период адаптации очень подвержен к заболеваниям ОРВИ. Если ребёнок часто болеет, то адаптация может очень затянуться. Если ребенок заболевает, то я предпочитаю начинать в первые дни после болезни ребёнка, всю адаптационную работу заново, соответственно сократить пребывание ребёнка в детском саду. Увидев положительные тенденции, малыша мы с родителями снова «вливаемся» в нормальный режим группы. Когда ребёнок начинает спокойно заходить в группу, нормализуется аппетит - это верный показатель того, что его можно оставлять на дневной сон. Но за несколько дней я снова показываю ребенку его кроватку, показываю, как спят другие дети, как я их укладываю спать. При укладывании детей я исполняю простейшие колыбельные песни или включаю тихую музыку. Предлагаю сначала уложить поспать игрушку или куклу, а потом узнать понравилось ли ей находиться в детском саду. К беседе стараюсь подключать других детей. Я обязательно предупреждаю родителей о том, что они должны сказать ребёнку, что сегодня он будет отдыхать в детском саду. И именно «отдыхать», а не «спать», так как это слово очень пугает многих детей, а слова «отдыхать», «полежать», воспринимаются более спокойно. 

Мы с детьми любим играть в пальчиковые игры и заниматься пальчиковой зарядкой : «Птичка», «Гуси-Лебеди», «Кошечка», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Сорока-белобока». Главная цель всех игр в группе наладить доверительные отношения, развеселить детей и вызвать желание приходить в детский сад.

Также в период адаптации каждый день я провожу игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю постепенно, чтобы не было перенасыщенности среды, которая также вредит концентрации внимания детей. Ежедневно читаю и рассказываю детям русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки. Они увлекают детей, задают положительный настрой.

Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт детей.

Я подготовила сценарий «Праздник знакомства» (Приложение 17), занятия и игры с детьми в адаптационный период «Давайте познакомимся!», «Раздувайся пузырь!», «Лови-лови», «Чей голосок?», «Расскажи стихи руками» направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, а так же направленные на освоение окружающей среды ребёнком: «Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?» (Приложение 18).

Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Учитывая вышеизложенное, можно сравнить прогноз возможной степени адаптации и степень адаптированности детей, ведь диаграмма 3 только подтверждает, что если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста ввести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей с детьми и взрослыми в период адаптации), то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Диаграмма 3.

Для поддержания достигнутых результатов в работе с детьми мною были разработаны рекомендации для родителей, которым я советую придерживаться (Приложение 19).

Заключение

Многие события в жизни ребенка требует от него приспособления к новым социальным условиям, к новому статусу, к новым людям. В семье, ребёнок привыкает к определённым условиям. Когда он приходит в детский сад, все условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения. Ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, и к этому добавляются физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Поэтому подготовку детей к поступлению в детский сад необходимо начинать за один-два месяца до первого посещения ребёнком детского сада. Работу в период адаптации нужно начинать со сбора информации о воспитанниках и обязательной подготовки родителей и детей к посещению детского сада, заблаговременного перевода детей на режим группы, консультирования родителей по вопросам адаптации, составления фотоальбомов для детей, заполнения анкет, обязательного прочтения информационных листков и памяток для родителей. А как же при помощи создания благоприятных условий в группе, проведения праздников и развлечения для детей, способствующих всестороннему развитию ребёнка, сохранению и укреплению их психологического и физического здоровья. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением детей в детский сад.

Теоретический анализ особенностей развития детей раннего возраста позволяет строить мою работу с учетом того, что у детей начинает формироваться мышление, активно развивается двигательная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности. Разработанные психолого-педагогические параметры адаптации, дают возможность прогнозировать течение адаптации, определять её степень и предполагать индивидуальные подходы к детям и к родителям в период адаптации.

Проведённая работа показала, что если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста ввести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад, а так же проведение мероприятий и игр, сближающих детей друг с другом и с воспитателем, способствующих ознакомлению детей с окружающей обстановкой, то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки достаточно легко.

В заключение необходимо подчеркнуть, что тип личности ребёнка существенно обусловлен определёнными условиями его воспитания в семье, особенностями отношений, общения с ребёнком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нём занимает ребёнок.

Полученные в ходе работы данные свидетельствуют о том, что совместная деятельность педагогов и родителей является залогом успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.

Список использованной литературы:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. — М.: Просвещение, 1981 – 302c.
  2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] /  Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2006. - 236с.
  3. Галанов, А.С. Развитие ребёнка от 2 до 3 лет [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96с.
  4.  Галанов, А.С. Я иду в детский сад [Текст] / А.С. Галанов: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная пресса, - 2002. – 74с.
  5. Гризик, Т.И., Бабаева, В. Участники адаптационного периода  [Текст] / Т.И. Гризик, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 9. – С.57-60.
  6. Данилина, Т.А. Работа с семьей ребёнка, поступающего в детский сад  [Текст] / Т.А. Данилина // Управление ДОУ. – 2003. - № 3. – С.100-103.
  7. Доронова Н, Т.И. Ерофеева Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования [Текст]  / Под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010. – 304с.
  8. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду [Текст] / Т.В. Костяк. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с.
  9. Матвеева В.С.  Раннее детство. Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми в ДОУ с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Составитель В.С. Матвеева. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2003. – 76с.  
  10. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство Эксмо-Пресс, 2000. – 352с.
  11. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. [Текст] / Печора К. Л.  — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.
  12. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – 176с.
  13. Смирнова Е. О. Воспитание детей раннего возраста [Текст]  / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996 – 157 c.
  14. Смирнова Е. О. Воспитание и малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога [Текст]  / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — М., 2004 – 157 c.
  15. Ширяева, И., Печора, К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению [Текст] / И. Ширяева, К.Л. Печора // Ребёнок в детском саду. – 2001. - № 4. – С.80-88.
  16. Щелованова Н. М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет [Текст] / Под ред. Н. М. Щелованова. — М., 1969 – 132c.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий отчет по теме "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада" Подготовила воспитатель МКДОУ д/с №2 «Алиса» Юдина Ирина Борисовна г . Козельск, 2014 г.

Слайд 2

Цель и гипотеза работы Цель: изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, для того, чтобы сделать процесс привыкания ребёнка к режиму детского сада безболезненным, плавным, а так же по возможности избежать адаптационных стрессов и дезадаптации . Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста ввести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации), то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Слайд 3

Задачи: 1 . Провести теоретический анализ особенностей развития детей раннего возраста и их адаптации к условиям и режиму в детском саду . 2 . Составить план работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. 3 . Осуществить подготовку детей к посещению детского сада (создать условия для формирования доверительных отношений к воспитателям, способствовать безболезненному привыканию детей к условиям детского сада, не допуская потери здоровья ). 4 . Разработать рекомендации для родителей.

Слайд 4

Диагностика на начало года

Слайд 5

Диагностика на конец года

Слайд 6

Сравнение результатов на начало и конец года

Слайд 7

Заключение Таким образом, я провела продуктивную работу по организации процесса адаптации детей. Доказав, что при проведении предварительной работы с родителями перед поступлением детей в детский сад, за счёт проведения мероприятий и игр, сближающих детей друг с другом и с воспитателем, способствующих ознакомлению детей с окружающей обстановкой адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Проис...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (на примере группы «Муравьишки»)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142576","attributes":{"alt":"","class"...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакци...

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаРанний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети на...