Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
статья (младшая группа)

Субботина Оксана Николаевна

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Это трепетный момент для многих родителей. Родители желаю видеть своих детей счастливыми, радостными, занятыми интересными играми с воспитателем и сверстниками.

На, как известно, что изменение социальной среды, смена домашней обстановки на новую, неизвестную для ребенка сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Это проявляется в том, что ребенок не хочет идти в детский сад, не готов расстаться с мамой.

Это проявление нежелания и страха связано с потерей привычной и безопасной обстановки, разрывом с родителями и неизвестностью нового места и людей. Ребенок может испытывать тревогу, беспокойство, истерики, физические симптомы, такие как боли в животе или головной боли. Родители могут обеспокоиться и переживать за своего ребенка, но важно знать, что эти проблемы обычно временны и ребенок со временем привыкнет к новой среде и начнет наслаждаться пребыванием в детском саду.

Для помощи ребенку приспособиться к новой среде следует предпринять несколько шагов. Во-первых, родители должны создать позитивное отношение к детскому саду и передать свою уверенность и уверенность в том, что ребенок будет хорошо себя чувствовать там. Во-вторых, постепенно вводите ребенка в новую среду, начиная с краткого присутствия, а затем увеличивая время. Важно проводить время со своим ребенком в детском саду, участвуя в играх и активностях, чтобы ребенок видел, что мама или папа находятся рядом и поддерживают его. Также полезно будет поговорить с воспитателями и организовать встречу с другими детьми, чтобы ребенок начал строить отношения с другими сверстниками.

 

Некоторые дети могут испытывать длительную адаптацию и требовать дополнительной поддержки. В таком случае, родители могут обратиться за помощью к педагогам или психологам детского сада. Вместе с ними можно разработать индивидуальный план адаптации, который поможет ребенку преодолеть эмоциональные и физические преграды и наслаждаться общением и играми в детском саду.

Важно помнить, что переход в детский сад – это естественный этап в развитии ребенка, и со временем он сможет адаптироваться и наслаждаться новыми возможностями и опытом, которые предлагает детский сад. Родители и педагоги должны быть поддерживающими и внимательными в этом периоде, чтобы помочь ребенку преодолеть страх и развиваться в новой среде.

Работая с детьми раннего возраста, мы обратили внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому мы использовали куклотерапию, сказкотерапию, театрализованную игру.

На мой взгляд, задача взрослых сделать процесс адаптации радостным, увлечь ребенка интересной сказкой, куклой, игрой.

Игра – основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Театрализованная игра  прочно входит в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают  яркие игрушки, красивые костюмы, музыкальные инструменты для сопровождения постановки. Малыши непосредственны, они легко вступают в контакт с героями простейших театральных постановок: с зайчонком, медвежонком, петрушкой [1, С.23].

Дети с удовольствием наблюдают за событиями спектакля, отвечают на вопросы действующих лиц, выполняют их просьбы, предостерегают их об опасности. Малыши с интересом смотрят постановки по русским народным сказкам, таким, как  «Колобок», «Теремок»,  «Репка», «Заюшкина избушка».

Сказотерапия и куклотерапия имеет большое воспитательное и образовательное значение для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста и облегчения их вхождения в детский сад.

Нами был разработан адаптационный проект «С радостью в детский сад», который предназначен для детей раннего возраста  и их родителей. Проект учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.     

Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности, сказотерапии и куклотерапии.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- развитие игровых навыков;

- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста;

 

      Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

- использование сказотерапии и куклотерапии для облегчения процесса адаптации.

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь мне приходила игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо (Лисичка, Зайчик, Волк). Большой популярностью у детей пользовалась Лисичка. Лисичка помогала установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Лисичка вызывала у детей радостные эмоции, с ней малыш быстрее шел на контакт, чем со взрослыми. Когда Лисичка разговаривала с детьми, они сразу затихали, слушали ее внимательно. Дети, которые избегали прикосновений скорее соглашались дать руку и поздороваться с Лисичкой. Затем Лисичка предлагала детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играли, забывают о своих комплексах.

Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали настольный театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Например, нами были организованы такие игры с настольным театром, как «Репка», «Теремок», «Колобок».

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы. Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Использование различных сказок, тетарализованной деятельности, куклотерапии положительно повлияло на адаптационный период и различные виды деятельности.

В развитии эмоционально-чувственной сферы детей нам помогал театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствовали развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывали яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогали преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировали связную речь.

В ходе реализации проекта малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою» сказку и с интересом играют в неё, пополняя свой словарный запас.

Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.

 

Список литературы

  1. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва:  Просвещение, 2011. – 192 с.
  2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
  3. Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
  4. Давыдова О. И., Майер А. А Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005.
  5. Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptats_stat.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Это трепетный момент для многих родителей. Родители желаю видеть своих детей счастливыми, радостными, занятыми интересными играми с воспитателем и сверстниками.

На, как известно, что изменение социальной среды, смена домашней обстановки на новую, неизвестную для ребенка сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Это проявляется в том, что ребенок не хочет идти в детский сад, не готов расстаться с мамой.

Это проявление нежелания и страха связано с потерей привычной и безопасной обстановки, разрывом с родителями и неизвестностью нового места и людей. Ребенок может испытывать тревогу, беспокойство, истерики, физические симптомы, такие как боли в животе или головной боли. Родители могут обеспокоиться и переживать за своего ребенка, но важно знать, что эти проблемы обычно временны и ребенок со временем привыкнет к новой среде и начнет наслаждаться пребыванием в детском саду.

Для помощи ребенку приспособиться к новой среде следует предпринять несколько шагов. Во-первых, родители должны создать позитивное отношение к детскому саду и передать свою уверенность и уверенность в том, что ребенок будет хорошо себя чувствовать там. Во-вторых, постепенно вводите ребенка в новую среду, начиная с краткого присутствия, а затем увеличивая время. Важно проводить время со своим ребенком в детском саду, участвуя в играх и активностях, чтобы ребенок видел, что мама или папа находятся рядом и поддерживают его. Также полезно будет поговорить с воспитателями и организовать встречу с другими детьми, чтобы ребенок начал строить отношения с другими сверстниками.

Некоторые дети могут испытывать длительную адаптацию и требовать дополнительной поддержки. В таком случае, родители могут обратиться за помощью к педагогам или психологам детского сада. Вместе с ними можно разработать индивидуальный план адаптации, который поможет ребенку преодолеть эмоциональные и физические преграды и наслаждаться общением и играми в детском саду.

Важно помнить, что переход в детский сад – это естественный этап в развитии ребенка, и со временем он сможет адаптироваться и наслаждаться новыми возможностями и опытом, которые предлагает детский сад. Родители и педагоги должны быть поддерживающими и внимательными в этом периоде, чтобы помочь ребенку преодолеть страх и развиваться в новой среде.

Работая с детьми раннего возраста, мы обратили внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому мы использовали куклотерапию, сказкотерапию, театрализованную игру.

На мой взгляд, задача взрослых сделать процесс адаптации радостным, увлечь ребенка интересной сказкой, куклой, игрой.

Игра – основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Театрализованная игра  прочно входит в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают  яркие игрушки, красивые костюмы, музыкальные инструменты для сопровождения постановки. Малыши непосредственны, они легко вступают в контакт с героями простейших театральных постановок: с зайчонком, медвежонком, петрушкой [1, С.23].

Дети с удовольствием наблюдают за событиями спектакля, отвечают на вопросы действующих лиц, выполняют их просьбы, предостерегают их об опасности. Малыши с интересом смотрят постановки по русским народным сказкам, таким, как  «Колобок», «Теремок»,  «Репка», «Заюшкина избушка».

Сказотерапия и куклотерапия имеет большое воспитательное и образовательное значение для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста и облегчения их вхождения в детский сад.

Нами был разработан адаптационный проект «С радостью в детский сад», который предназначен для детей раннего возраста  и их родителей. Проект учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.      

Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности, сказотерапии и куклотерапии.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- развитие игровых навыков;

- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста;

      Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

- использование сказотерапии и куклотерапии для облегчения процесса адаптации.

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь мне приходила игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо (Лисичка, Зайчик, Волк). Большой популярностью у детей пользовалась Лисичка. Лисичка помогала установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Лисичка вызывала у детей радостные эмоции, с ней малыш быстрее шел на контакт, чем со взрослыми. Когда Лисичка разговаривала с детьми, они сразу затихали, слушали ее внимательно. Дети, которые избегали прикосновений скорее соглашались дать руку и поздороваться с Лисичкой. Затем Лисичка предлагала детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играли, забывают о своих комплексах.

Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали настольный театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Например, нами были организованы такие игры с настольным театром, как «Репка», «Теремок», «Колобок».

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы. Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Использование различных сказок, тетарализованной деятельности, куклотерапии положительно повлияло на адаптационный период и различные виды деятельности.

В развитии эмоционально-чувственной сферы детей нам помогал театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствовали развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывали яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогали преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировали связную речь.

В ходе реализации проекта малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою» сказку и с интересом играют в неё, пополняя свой словарный запас.

Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.

Список литературы

  1. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва:  Просвещение, 2011. – 192 с.
  2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
  3. Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
  4. Давыдова О. И., Майер А. А Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005.
  5. Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Проис...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (на примере группы «Муравьишки»)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142576","attributes":{"alt":"","class"...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакци...