Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptazia.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Это вхождение ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, т. к. проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, другой стиль общения- становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.

Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите.

Разлука и встреча с родными протекает подчас очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма. Все это приводит к частым болезням.

Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ неизменно-сложная проблема.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставлять до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выявлено три фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация - от 1 до 15 дней;

• адаптация средней тяжести - от 15 до 30 дней;

• и тяжелая адаптация от 30 до 60 дней и более.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

Детям трудно привыкнуть к новому учреждению, незнакомым сверстникам, новым требованиям со стороны взрослых, новым режимным моментам.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

• наличие у ребенка своеобразных привычек: (кусаться, сосать палец);

• неумение занять себя игрушкой;

• отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

• отсутствие навыка общения с чужими людьми.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен – его адаптационный период пройдет легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум и громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть и одеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток. Такому ребенку нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новых условиях, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А для формирования чувства уверенности необходимо: знакомство и сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление доверительных отношений между воспитателем, ребенком и родителями.

Когда ребенок привыкнет к детскому саду, у него начнется интересная жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче устанавливают разнообразные контакты в обществе, чем те, которые воспитывались дома. Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции, а позднее им легче бывает приспособиться к требованиям школы. Конфликты, переживаемые воспитанниками детского сада, нередко даже идут на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и закаляются психологически.

Вывод: когда период адаптации считается законченным:

• если ребенок с аппетитом ест;

• быстро засыпает (без плача) и вовремя просыпается;

• находится в нормальном эмоциональном состоянии;

• адекватно реагирует на любое предложение воспитателя;

• играет самостоятельно и с детьми, охотно с ними общается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Конкурс. Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Данная статья посвящена особенностям адаптации к детскому саду детей раннего возраста,  детей с  2-х лет. Материал статьи основан на педагогическом опыте. В основе статьи описывается система...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обс...

"Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями в поведении ребенка, расстройством сна, аппетита. В начале адаптации происходит самая сл...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Особенности адаптации детей раннего врзраста к условиям ДОУ...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...