"Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
статья по теме

Рез Мария Геннадьевна

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями в поведении ребенка, расстройством сна, аппетита. В начале адаптации происходит самая сложная перестройка организма, которая у некоторых детей может затянуться, что приводит к нарушению здоровья, психики, поведения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

     Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10 дней, в детском саду в 3 года – 2-3 недели. Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, чаще болеет. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери.

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи, а теперь ему приходится проводить целый день в большой шумной компании. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они отличаются от домашних. Заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто погуляйте, весело беседуя.

Ни в коем случае не пугайте садиком! Если малыш возбужден и неуправляем, не пытайтесь успокоить его фразами типа: «Если ты не угомонишься, отведу тебя обратно в детский сад!» Не формируйте образ детского сада, как места, которым наказывают.

Кому же легче адаптироваться?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что он скоро будет сюда ходить. Если родители не только сами познакомились с воспитателем, но и показали эту «тетю» своему малышу.
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В период адаптации все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя на борьбу с болезнью, это очень хорошо.
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы немножко), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, то он уже не учится этому, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму детского сада, чей рацион питания приближен к ДУ. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки, тушеные овощи, различные котлеты (мясные, рыбные), супы.

Самое главное – положительный настрой на детский сад. Если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, также будет считать и ваш малыш. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к детскому саду, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу: организовать полноценный отдых ребенка, не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой и т.п. Следует щадить его нервную систему. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.

      Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Конкурс. Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Данная статья посвящена особенностям адаптации к детскому саду детей раннего возраста,  детей с  2-х лет. Материал статьи основан на педагогическом опыте. В основе статьи описывается система...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обс...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Особенности адаптации детей раннего врзраста к условиям ДОУ...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...