Собрание "Самообслуживание в жизни ребёнка"
материал (младшая группа)

Цель:

-                   выявить с родителями возможностями детей в области самообслуживания;

-                   дать возможность познакомиться с опытом других родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Самообслуживание в жизни ребёнка»

Цель:

  • выявить с родителями возможностями детей в области самообслуживания;
  • дать возможность познакомиться с опытом других родителей.

                                               Ход собрания:

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Но часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ему помощь? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала определить, что действительно могут наши дети в 2-3 года выполнять самостоятельно.

1. Родителям предлагается достать листок с написанным действием ребёнка и подумать, доступно ли оно самостоятельному выполнению детям младшего дошкольного возраста:

  • Самостоятельное раздевание с небольшой помощью взрослого
  • Мытьё рук с мылом
  • Самостоятельная чистка зубов
  • Самостоятельное одевание (колготы, штаны, свитер, юбка)
  • Вытирание полотенцем рук насухо
  • Завязывание шнурков
  • Использование во время еды вилки, ножа
  • Самостоятельный приём пищи с помощью ложки
  • Расстёгивание пуговиц
  • Застёгивание пуговиц  и т. д.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

  • приспособить к росту ребёнка вешалку для одевания,
  • выделить место для хранения предметов туалета,
  • постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

2. Ситуации для анализа.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но... наизнанку. Мать прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама. Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»

Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам». Вопросы:

  • Правильно ли поступила мама?
  • Каковы последствия такого поведения мамы?
  • Бывали ли подобные ситуации у вас?
  • Как вы выходили из них?
  • Как лучше вести себя в таких ситуациях?

(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым. Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем - вывернем их обратно».)

Другая ситуация.

Насте 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой - то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо - где наш малыш?

В процессе игры ребёнок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

3. А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребёнка. Предлагаем вам сыграть в игру:

 Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение: " Мой ребенок умеет или делает        "

(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу

небольшой предмет.)

Какие замечательные малыши!

4. Работа с памятками.

На ваших столах лежат памятки.

Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

Памятка по формированию навыков самообслуживания.

  1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
  3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
  4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
  5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  7. Используйте игровые ситуации.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

В-ль: Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Она заключается, во-первых, в создании условий для проявления самостоятельности: вешалка для одежды на уровне роста ребёнка; индивидуальный шкафчик (полка) для хранения предметов туалета (носовые платки, носки и т. п., место для детского полотенца. Всё это будет способствовать укреплению уверенности ребёнка в собственных возможностях.

 Во-вторых, ребёнку необходимы представления о действиях в процессе умывания, одевания, приёма пищи.

 Предлагаю поговорить о процессе одевания. Каждое раздевание подготавливает последующее одевание. Другими словами, убранные вещи во время раздевания должны лежать так, чтобы их легко было взять: например, штаны под колготками, т. к. надеваются во вторую очередь. И, конечно, детям быстрее и удобнее брать и надевать вещи, разложенные по порядку и аккуратно сложенные. Очень расстраивает детей и мешает им быстро одеваться неаккуратность в детском шкафчике (не вывернутые кофты, положенные позади шапки; шапки, убранные в рукава; пакет с уличной обувью, завязанный на узел и т. п.)

Для чего нужна быстрота одевания? Чем быстрее ребёнок оденется, тем раньше выйдет на улицу. У него будет больше возможности находиться на свежем воздухе, поиграть.

 Призываю вас помочь детям жить их жизнью, помочь им сделать процесс одевания самостоятельным (по их возможностям) .

В-ль: А теперь поговорим о приёме пищи. Что вы испытаете, если вам дадут китайские палочки и предложат ими поесть, держа их правильно?

В-ль: У всех ли сразу получилось? Конечно, нет, ведь для нас это необычно, непривычно. Так же чувствует себя и ребёнок. Ведь для него ложка, вилка также изначально неизвестны и требуют длительных упражнений, определённых усилий.

 И так как основная деятельность детей – игра, все упражнения необходимо проводить в игровой форме.

Решение собрания:

 1.Соблюдать правила столового этикета в семье. Ответственные: взрослые, участвующие в воспитании детей.

 2. Поощрять стремления детей к самостоятельности. Ответственные: воспитатель, родители.

 

 

Подведение итогов.

Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.

Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?» (о значении режима дня в жизни ребёнка)

Часто дети капризничают после выходных или  после длительного отсутствия в детском саду (в связи с болезнью или с отпуском родителей). Особенно много капризов бывает в понедельник до обеда....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

«Ребёнок и интернет. Плюсы и минусы» «Компьютер: за и против » "Компьютер в жизни ребёнка"

Консультации для родителей. Материал из просторов интернета....