Что такое готовность к школе
консультация (подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

В статье широко раскрывается понятие "психологическая готовность к школе", детально описываются психологические составляющие школьной готовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_gotovnost_k_shkole.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое готовность кшколе.

А теперь хочу немного рассказать о «готовности к школе». Это довольно молодой термин и возникло это понятие, когда детей стали отдавать в школу с 6 лет. С семилетними и восьмилетними детьми проблем не было. У 6-летних детей они возникли в том, что они не оправдывали ожиданий родителей и учителей о школьной успешности. Вроде пришел ребенок из благополучной интеллигентной семьи, родители его развивали, читать, писать и считать умеет. Казалось бы, готовый отличник. Но он не только отличником не становится, но у него еще и проблемы возникают с усвоением программы.

Сделали вывод: значит плохо готовы и надо лучше и раньше  готовить к школе, аж с 5-ти лет решили. И под этим «лучше готовить» опять подразумевалось «читать» и «считать».

И вот готовят малыша с утра до вечера, так что ему играть и гулять времени  не остается. А тут еще этот психолог огорошил: «Ваш Ванечка очень замечательный, но к школе он пока не готов». Мама конечно в гневе: «Да кто он такой этот психолог! Понасажали тут всяких липовых специалистов и глупостей напридумывали! Он у меня и считает и читает! И он видите ли не готов! Что значит не готов?!»    В общем опять ничего не получилось. Так в чем же тут дело, в чем суть готовности к школе?

Готовность к школе – это определенный уровень развития человека. Это не набор знаний и умений, а целостное сложное и многогранное психическое образование. Существует определенная последовательность этапов личностного развития человека и он не может выйти на новый уровень, если он полноценно не прожил и не пережил предыдущий. Вот именно это и присходит с 6-летними детьми в школе, они еще не закончили проживание дошкольного этапа, не наигрались. Чтобы ребенок из дошкольника превратился в ученика он должен качественно измениться, у него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, т.к. они в психике человека в этом возрасте просто отсутствуют.

Для иллюстрации можно привести следующие примеры. Учитель объясняет смысл умножения на примере плитки, выложенной на пол кухни. При этом дети начинают спрашивать: о цвете плитки, в каком магазине купили, на какой машине привезли и т.п. Дети не видят смысла и не принимают учебную задачу, потому что они еще не созрели, они не готовы к школьному обучению. Еще пример. На занятии в саду воспитательница написала пример на доске 5-3 и попросила придумать задачу по этой записи. И дин мальчик придумал: «у мамы было 5 ножниц, 3 она взяла и съела, сколько ножниц осталось?» Остальные дети не засмеявшись на полном серьезе ответили: «осталось 2 ножниц». И они правы, 5 - это 3 и 2, 3 убрали 2 осталось. Умеют считать эти малыши? – умеют. А к школе готовы? – не  готовы.

Вот на днях я сама смотрю мальчика на готовность к школе, и вижу трудно ему даются задания на логику, но при этом он внимательно слушает инструкцию, понимает смысл задания и с интересом вновь и вновь старается найти верное решение, не отвлекаясь на окружающие картинки, сосредоточенно работает, да еще и мою реакцию отслеживает и вовремя сам исправляется. Скорее всего у него будут проблемы с математикой, но к школе он готов уже прямо сейчас.

Или другой малыш, легко отвечает у меня на диагностике на самые сложные задания, но при условии: если мне удается отвлечь его от разглядывания моего кабинета или прервать эмоциональный и подробный рассказ о том,  как его сосед упал с нового велосипеда. Конечно ему еще рано в школу идти, считать и читать умеет, но к обучению психологически не созрел.

Так что же  такое готовность к школе? Лучше и проще всего понятие школьной готовности объясняют слова нашего современника - выдающегося психолога Александра Леонидовича Венгера:

«Быть готовым к школе - не значит уметь писать, читать, считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». 

Психологическая готовность ребенка к школе – сложное, многостороннее новообразование и как всякое обучение и любой вид деятельности требует достаточной зрелости определенных психических функций, способностей,  знаний,  умений и навыков.

Традиционно выделяются три аспекта готовности к школьному обучению:

  • Интеллектуальный;
  • Эмоционально-волевой;
  • Социально-коммуникативный.

Интеллектуальная готовность к школе это:

  • Мышление.

Способность понимания основных связей и закономерностей между явлениями, обобщение и классификация явлений и объектов, анализ информации, выделение главного и второстепенного, счетные навыки и элементарные математические представления и др.

  • Речевое развитие.

Для того чтобы слышать, понимать,  и запоминать информацию надо хорошо владеть речью, необходимым словарным запасом, уметь грамматически правильно строить фразы и предложения.

  • Память.

Речевая и зрительная память, логическая или смысловая память. Ребенку при обучении необходимо  запоминать сказанное и продемонстрированное учителем, а также помнить общий и скрытый  смысл информации.

  • Внимание.

При обучении очень важны такие свойства внимания как концетрация, устойчивость, распределение, переключение и его произвольность.

  • Восприятие.

Для успешной школьной адаптации чрезвычайно важны слуховое и зрительное восприятие – видеть целостность фигуры, выделение фигуры из фона, различение внутренней и внешней структуры объектов, их взаиморасположение в пространстве.

  • Тонкая моторика и зрительно-моторная координация.

 Координация зрительного анализа с движениями пальцев, так называемая «ручная умелость» ребенка, мелкие движения руки и пальцев,  умение воспроизводить образец – списывать и срисовывать, скорость движений.

К эмоционально-волевой или личностной зрелости относится:

  • Умение самостоятельно работать по инструкции.

Умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего, заранее продумывать свою деятельность.

  • Волевое самоуправление.

Умение контролировать собственное поведение и  эмоции, уменьшение импульсивных непродуманных реакций.

  • Произвольность психических процессов.

Волевое самоуправление процессами речи, мышления, внимания и запоминания. Способность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

  • Возможность удержания простой инструкции,   программы действий.

 

  • Обладать определенным уровнем работоспособности.

Сюда также можно отнести скоростные характеристики деятельности и ее темп, длительность продуктивных периодов. В состоянии утомления не могут полноценно функционировать мышление, внимание, память, восприятие.

 

К социально-коммуникативной зрелости относятся : 

  • Сформированность «внутренней позиции школьника» (наличие учебных и познавательных мотивов, интерес к учебе, положительная установка по отношению к школе, одноклассникам, учителю)
  • Способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
  • Потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.
  • Баланс между потребностью и активностью в общении со сверстниками.
  • Отсутствие коммуникативных проблем (проблем в общении со сверстниками и взрослыми).
  • Сформированность установки действовать по безличному обращеню (когда прямое обращение учителя лично к нему отсутствует, когда ребенок идентифицирует себя с классом).

Из личного профессионального опыта знаю, что наиболее слабыми у наших дошкольников оказываются развиты тонкая моторика или ручная умелость, зрительно-моторная координация и речь, а также произвольность (волевое самоуправление).

И самое главное:

Ни на минуту не забывайте, что ребенку необходимы ваши внимание, тепло и забота, старайтесь почаще просто сидеть с ребенком, обняв его, разговаривать и шептаться с ним, делиться секретами. Любите Вашего ребенка и Вы поможете ему быть успешным, счастливым и преодолеть любые трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Что такое готовность к школе?

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Деловая игра "Что такое готовность к школе"

Деловая игра для родителей и педагогов детского сада "Что такое готовность к школе"...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Что такое готовность к школе».

Цели: − обогащение знаний родителей о готовности к обучению в школе;− подведение итогов работы специалистов и детей за год.Задачи:− ознакомление родителей с основными характеристиками готовности ребен...

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

……Быть готовым к школе уже сегодня               не значит уметь читать, писать, считать.                  ...

Что такое готовность к школе?

Статья о видах готовности к школе...

Консультация "Что такое готовность к школе?"

Что такое готовность к школе?От того насколько ребёнок готов к обучению в школе зависит, насколько успешен он там будет.     Для родителей зачастую готовность к школе определяется как о...