Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гордеева Анна Генадьевна

Консультация предназначена в первую очередь для родителей дошкольников, но будет полезна и педагогам ДОУ. В статье затрагиваются вопросы анализа рисунков детей: о чём говорит выбор цвета, что означает нажим на карандаш и размер рисунка, и что расскажет само изображение. А также вы узнаете, как построить беседу с малышом о его творческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsdlyarod_izo.docx726.35 КБ

Предварительный просмотр:

Как рассматривать детские рисунки

Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все – дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается от мира взрослых. Поэтому взрослым часто кажется, что в детских   рисунках   что-то   неправильно.   Изображая   что-нибудь   на   бумаге, ребенок вкладывает в это не только свои мысли, но и чувства, переживания.Изображение выглядит как девочка, маленький, цветной, молодой  Автоматически созданное описание

К   большому   сожалению, часто   родители, рассматривая   детские рисунки, видят только недостатки, отмечают неудачное. А малыш старался. Услышав   отрицательную   оценку   своего   рисунка, он   теряет   интерес   к рисованию. Некоторые дети начинают бояться рисовать.

При анализе детского рисунка обязательно учитывайте возраст ребенка.

В   возрасте   до   четырех   лет   малыш   еще   не   обладает   достаточными

представлениями   о   материальном   мире, к   тому   же   еще   не   овладел   в достаточной степени навыками работы с карандашами и фломастерами. А вот лет   с   четырех   –   с   пяти   уже   можно   с   помощью   рисунков оценивать психическое развитие малыша.

        Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно

присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми

деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех». Если   же   малыш   «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении   от   других,   много   раз исправляет   изображение   либо   вовсе   его стирает («не получилось!») – это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься.

Итак, рассмотрев детские рисунки, можно очень многое сказать о том, что заботит малыша, о чем он думает, есть ли у него какие-то проблемы.

  Цвет рисунка

Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру – не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь».

Позднее, к   5-7   годам   ребенок   все   более свободно   чувствует   себя   с   цветом, выбирая   и используя   именно   те   из   них, которые   в   данный   момент   отражают   его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но   и   их   сочетания   –   например, сочетание   ярко-красного   и   черного   буду вызывать ощущение агрессивности, а синего и зеленого – спокойствия и равновесия. На самом деле, каждый цвет глубоко связан с определенными темами, несет в себе определенную смысловую нагрузку.

Использует ли ребенок всю палитру – либо его цветовая гамма обычно

бедна, и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно

говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.

Обращайте внимание и на цвета, которые выбирает ребенок. Обилие

черных, серых, коричневых и других нерадостных цветов в детских рисунках

говорит о том, что ребенок чем-то подавлен и расстроен, его что-то гнетет.

Если вы заметили, что ваш малыш часто выбирает подобные цвета, поговорите с ним. Только не стоит его   ругать   или   напрямую   задавать   вопрос: «Почему   ты   выбираешь такие   цвета?   Тебя   что-то   расстраивает?».   Будьте тактичны, попробуйте осторожно выведать у малыша, что его волнует. Если же в качестве цветовой гаммы   ребенок   использует   жизнерадостные   цвета   –   желтый, красный, зеленый, — значит, он   испытывает   больше   положительных   эмоций, чем отрицательных, и поводов для беспокойства нет.

Нажим на карандаш

Это   –   показатель   психомоторного   тонуса   ребенка.   Если   нажим слабый, легкий, неуверенный – это говорит   о робости, пассивности, астении (истощенности     психики) малыша. Изображение выглядит как человек, девочка, маленький, сидит  Автоматически созданное описание

Если линии постоянно стираются–   это   свидетельство   неуверенности,

эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как

бы эскизными – сначала легкими штришками, потом наводятся жирнее –

попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

          Если   контуры   изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это   может   быть   свидетельством эмоциональной       напряженности, импульсивности. Ну а если карандаш рвет   лист   –   это   признак   возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности. Изображение выглядит как человек, внутренний, маленький, мальчик  Автоматически созданное описание

Размер рисунков

В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа

формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает

весь лист или даже выходит за его пределы – это может навести на мысль о

тревожном   или   стрессовом   состоянии   малыша   в   данный   момент.   А   вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии.

Если же размер рисунков непостоянен – ребенок эмоционально нестабилен.

Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением   это «внизу» может   говорить   об   эмоциональном

неблагополучии.

Рассказ о рисунке

Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно   правильно   его   построить.   Запомните   правило:

никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации

должны быть мягкими, и уж, само собой разумеется, никаких критических

замечаний. Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них.

Как бы ты назвал свой рисунок?

Расскажи мне о своем рисунке.

          Что происходит на рисунке?

          Как себя чувствуют люди или животные на картинке?

 Любая часть рисунка, фигура или предмет, отражают те или иные

переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок.

Что фигуры на рисунке чувствуют по отношению друг к другу?

Если они могут разговаривать, что бы они сказали друг другу?

Такие вопросы помогают   ребенку   высказать   словами   те   чувства, которые   он   пытался передать в рисунке. Давая ребенку возможность отвечать на Ваши вопросы за героев рисунка, Вы можешь уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь.

Что изображено на рисунке

Чаще всего ребенок рисует хорошо знакомых ему людей и привычные

предметы. Ребята часто рисуют маму, папу, бабушку и других членов семьи.

Часто дети рисуют свои впечатления от прогулок, поездок. Это всё в порядке вещей не вызывает никаких опасений.

Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов —замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша. Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально.  Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию.  А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, —это вполне естественное проявление тревожности. Возможно, что стоит задуматься и ограничить слишком частое общение с компьютером и телевизором, а также следить имеет ли ребёнок доступ к таким передачам и ресурсам, к которым не следует допускать детей.

Изображение выглядит как стол, кровать, зеленый, сидит  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как ткань  Автоматически созданное описание

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность

имеет особый биологический смысл.  Детство - период интенсивного

становления физиологических и психических функций. Рисование при этом

играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки"

Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки"...

Консультация для родителей :"Как рассматривать детские рисунки"

Тема: «Как рассматривать детские рисунки»...

Консультация "Как рассматривать детские рисунки"

Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все – дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается от мира взрослых. Поэтому взрослым часто к...

Консультация для родителей «Как рассматривать детские рисунки»

Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все – дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается от мира взрослых. Поэтому взрослым часто к...

Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки"

В консультации рассматриваются особенности детского рисунка, на которые родителям стоит обратить внимание...

Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки". Возраст детей 2-3 года.

Консультация для родителей "Как рассматривать деткие рисунки" Возраст детей 2-3 года....

Консультация "Как рассматривать детские рисунки"

Изображая что-нибудь на бумаге, ребёнок вкладывает в это не только свои мысли,но и чувства, переживания....