Возрастные особенности детей 5-6 лет
консультация (старшая группа)

Грицанова Наталья Вадимовна

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx586.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

Возрастные особенности детей 5-6 лет

В этом возрасте характерно бурное развитие лобных долей мозга. Завершается, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний.

Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, Но порой ребенок медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу что-то сделать, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием частичных изменений, на время.

Развитие психических процессов

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования.

Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность.

Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;

Происходит систематизация представлений детей.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.

Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации (сочинения вместе с детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй) В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь. Продолжает совершенствоваться речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Развитие личности

Для детей 5- 6 лет характерно, что интерес направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Ребенку в этом возрасте интересен и сверстник и взрослый. При этом общение со взрослым выходит на совершенно новый уровень – оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своим собственным. Как следствие под воздействием этих оценок представление ребенка о себе, о своем Я - существенно меняется, становится более четким.

Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Я-реального и Я-идеальное. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим, может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

В изменениях с Я – реальным огромную роль играет гораздо более критичное отношение взрослых по отношению к ребенку. Родители и окружающие «видят» такие черты как эгоизм, несамостоятельность, грубость.

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками – формируется новой тип взаимоотношений. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Этому способствует развитие речи и накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которыми он жаждет поделиться с окружающими. Понимая и анализируя собственные изменения, ребенок проявляет интерес к личности и личным качествам других детей.

Как следствие, происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

 Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Достаточно часто в этом возрасте появляется такая

черта как лживость. Если в 4-5 лет мы говорили о характерной особенности фантазировании, то под лживостью мы подразумевается целенаправленное искажение истины. Развитию такой черты способствуют нарушения детско-родительских отношений.

Одна из причин – завышенные требования к ребенку, не соответствующие их реальным возможностям и желаниям. А еще огромная любовь к вам. Из нежелания огорчать, пытаясь оградить себя от нравоучений ребенок придумывает оправдания своим оплошностям, перекладывает вину на других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...