Сообщение для родителей "Сенсорное развитие дошкольника"
консультация

 Копылова Татьяна Васильевна

Сообщение для родителей "Сенсорное развитие дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени и т.п. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливаются и обозначаются соответствующие свойства и отношения. (Большой психологический словарь, под ред.Б.Г.Мещерякова ,2003)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных эталонов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими сенсорными эталонами являются:

-Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Усвоение дошкольником сенсорных эталонов осуществляется в условиях новых видов его деятельности и специального обучения. В развитии восприятия ребенка особое место занимает продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, конструирование), разнообразные дидактические игры. Дошкольник не только знакомится с разнообразными свойствами используемых материалов (форма, цвет кубиков, элементы мозаики, цвет карандашей и красок), но и сопоставляет эти свойства, устанавливает связи, отношения между элементами включенных в действие объектов (В.Н.Белкина, 186)

В детском саду основное содержание сенсорного воспитания составляет ознакомление с восприятием цветы, формы и величины. Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию  процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. (В.Н. Аванесова, Н.Н. Поддьякова, 7стр)

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Усвоение сенсорных эталонов происходит в процессе осуществления дошкольного образования поэтапно, постепенно. Л.А. Венгер выделял следующие этапы усвоения сенсорных эталонов:  (Ю.М.Хохрякова Сенсорное воспитание детей раннего возраста, 12-14 стр.)

1. До 1 года возникают «сенсомоторные предэталоны», представляющие неосознаваемые способы выделения пространственных свойств предметов с помощью движений тела, руки, сначала с реальным предметом, а затем с воображаемым;

2. В возрасте  2-3 лет   возникают «предметные предэталоны», которыми выступают конкретные предметы-мерки, используемые в ходе практического соотнесение предметов по определенным признакам (прежде всего, по форме и величине) Представление об отдельных знакомых предметах становятся своеобразными меркам при определении свойств других предметов.

3. После 3 лет в ходе продуктивных видов деятельности (игры, рисования, конструирование, лепка) появляются собственно сенсорные эталоны Упомянутые виды деятельности ребенка опираются, в отличие от предметной деятельности, на систему образов, предусматривают замысел, а потому способствуют развитию эталонов как психических образов определенных свойств предметов.

Эталоны входят как составная часть в содержании сенсорного воспитания, причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей –формирование у них представлений о такого рода эталонах.             (В.Н. Аванесова, Н.Н. Поддьякова, 10стр).

На 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон  - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд . Сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку. Самым наглядным примером являются матрешки, выстроенные в ряд «по росту» .

  Важнейшей особенностью восприятия детей трех-семи лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания. В средней группе ребенок переходит на более высокую степень овладения сенсорными эталонами. Он усваивает обобщенные, абстрактные эталоны формы, цвета, величины и т.д., закрепленные в слове. Слово-название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет в памяти, делает его применение более осознанным и точным. Как правило, в итоге к концу дошкольного возраста, ребенок знает и использует при описании предметов, своих построек, рисунков названия основных и промежуточных эталонов цвета, основных геометрических форм, сравнительные обозначения величины (большой, меленький, самый маленький)(В.Н.Белякова, 187).

Ребенок  не только усваивает отдельные эталоны формы и цвета, но и узнает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, цвета меняются по светлоте, знакомиться с сочетанием цветов.

В период дошкольного детства происходит дальнейшее развитие действий восприятия. Об изменении действий восприятия можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми предметами. Отличительной особенностью детей 4-5 лет появляется более планомерное и последовательное обследование и описание предмета, при этом они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Наблюдается также динамика в развитии осязательного и зрительного восприятия при обследовании объектов. У детей 4 лет появляются размашистые движения глаз, как бы измеряющие фигуру. Основные же движения происходят также внутри фигуры. Общее количество движений глаз увеличивается в два раза. (В.Н.Белякова 189 .)

Развитие осязательного восприятия отстает от развития зрительного. Трехлетние дети держат руки на фигуре, похлопывают по ней, но не ощупывают. В четыре года появляются попытки ощупать контур фигуры одной рукой, но не пальцами, ладонью. Пятилетние ощупывают фигуру двумя руками, тщательно обследуют характерные признаки (выступы, выемки).

Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех-пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин). Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей. После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Воспитатель заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки) (Л.Венгер, 81)

Все предполагаемые задания можно разделить на следующие типы (Л.Вегнер, 81):

1) задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2) задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3) задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

4) задания на развитие глазомера.

В средней группе, по сравнению с предшествующей, усложняются и изобразительные задачи детской деятельности. В связи с этим усложняется и сенсорное содержание деятельности. Дети должны научиться различать, называть и изображать предметы не только круглой и прямоугольной форм - эти умения закрепляются в средней группе, но и овальной, и треугольной. Зрительный контроль за движением рук в процессе изображения усиливается. По программе количество цветов, которые должны знать и использовать дети в этой группе, остается почти неизменным. В изобразительной деятельности детей цвет уже не только выступает как свойство того или иного предмета, но и используется как компонент декоративного творчества. В декоративном рисовании, которое впервые вводится в этой группе, и в аппликации дети учатся чередовать цвета, красиво сочетать их в узоре. Такое использование цвета повышает эстетическую значимость изобразительной деятельности детей.                  (В.Н. Аванесова, Н.Н. Поддьякова, 34стр)

В этой группе перед детьми ставится задача - более точно передавать строение несложных предметов, определять положение частей предмета: вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны. Эта задача решается во всех видах изобразительной деятельности, однако легче всего она осваивается детьми в аппликации, так как здесь дети получают части предмета в готовом виде, задача передавать форму частей отпадает. Это позволяет детям сосредоточить внимание на передаче строения, и если положение какой-либо части окажется неточным, его легко исправить. Труднее это удается в лепке, так как для получения хорошего изображения необходимо правильно вылепить форму каждой части. Но и в лепке есть возможность исправления ошибок: части можно отделить, и, найдя правильное положение, прилепить снова.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета, которые расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно - оранжевый, желто - зеленый). Хроматические цвета делятся на две группы: теплые (от красного до желтого), холодные (от зеленого до фиолетового). Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.

Венгер Л.А. утверждает, что при ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность (Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. –. 96 с., 7 стр). В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея ввиду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий допустимо, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.). Педагоги заметили, что усвоение названий сенсорных свойств значительно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Абстрактные слова заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику, – детям они понятны и доступны.

Критериями оценки сформированности восприятия цвета у детей 4-5 лет  являются знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями:

-  умение соотносить цвета с образцом;

-  умение располагать цвета в соответствии с образцом;

-  умение находить цвета и оттенки по названию;

-  называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием , но при этом решают более сложные задачи. Дети 4-5 лет довольно точно определяют на глаз даже небольшое различие по величине между предметами. Но если в процессе конструктивной деятельности возникает необходимость поставить два кубика на таком расстоянии друг от друга, чтобы определенный брусок точно лег на эти кубики, то дети допускают грубые ошибки - они ставят кубики или слишком близко друг от друга, и тогда конец бруска повисает в воздухе, или же слишком далеко друг от друга, и брусок не может быть положен на них. Следовательно, определение расстояний между деталями и размера самих деталей в процессе конструирования оказывается значительно более сложным актом, чем определение величин предметов вне продуктивной деятельности.

В конструктивной деятельности ребенок сталкивается еще с одним важным качеством предметов - с их строением - с особенностями пространственного расположения основных частей. Если ребенок не умеет выделять основные части предмета и определять, как они пространственно расположены относительно друг друга, то его конструктивная деятельность будет затруднена. Он может переставить части предмета, неверно расположить их, и в результате вся постройка получится неправильной. Умение в восприятии устанавливать строение предмета формируется у детей лишь в результате специального обучения.

Еще до процесса конструирования детей следует ознакомить с основными деталями (кубиками, брусками, пластинами, призмами и т. д.). Детали демонстрируют различными гранями, и ребенок должен при этом вспомнить те плоские геометрические фигуры, которые соответствуют этим граням (например, грань куба соответствует квадрату и т. д.). Дети учатся пользоваться сформированными ранее представлениями для анализа более сложных объемных форм. Это, с одной стороны, позволяет тесно связать прежний сенсорный опыт с вновь формируемым, а с другой стороны, позволяет глубже познать объемные формы (при этом старшим детям можно дать представление и о количестве граней в каждой детали) (Аванесова, Поддякова , 79).

Необходимо также показать и разъяснить детям, что определенная форма этих деталей обусловливает их определенные конструктивные свойство. Так, например, все стороны куба одинаковы по форме, поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили. Грани бруска различны: его боковые грани значительно больше торцовых, поэтому брусок, положенный на любую из боковых граней, будет устойчив, а поставленный торцом, в значительной мере теряет свою устойчивость. (Аванесова, Поддьякова, 80)

Дети средней группы осваивают каждую тему в течение 5- 6 занятий. Усложнение каждого последующего занятия в этой группе должно быть более четким, чем в младших группах. Конструирование по образцу при освоении каждой темы должно дополняться конструированием по условиям. Детей обучают более сложным формам обследования, однако важно не затягивать этот процесс, а обращать внимание детей лишь на самое главное. Надо добиваться, чтобы дети умели проводить обследование без помощи воспитателя.

Появляются новые виды занятий и в математике. В программе средней группы основное внимание уделяется счету с помощью слов-числительных, в то же время важными разделами в программе этой группы являются «Величина», «Форма» «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Предусмотрено, что воспитатель продолжает, несколько расширяя и усложняя, работу, начатую во второй младшей группе. Продолжают усложняться и программные задачи по развитию у детей представлений о геометрических фигурах - дети должны уметь видеть геометрическую форму в жизненных предметах.

Эталонами формы служат геометрические фигуры, их усвоение предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, назвать ее и действовать с нею, а не производить её анализ. Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются). Особое значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов для восприятия формы и объемных и плоскостных предметов. Круг, например, выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же объемных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности.

Таким образом, основные задачи для обучения  детей 4-5 лет и формированию ими сенсорных эталонов можно сформулировать следующим образом: закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр, формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера, учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Как отмечает Н.Н. Поддъяков,  в среднем дошкольном возрасте продуктивная деятельность предусматривает целенаправленное наблюдение, которое взрослый организует в таком порядке (Н.Н.Поддъяков, сенсорное воспитание в детском саду, 11 стр):

– предмет воспринимается в целом;

– выделяются его главные части, определяются их свойства (форма, величина и др.);

– устанавливаются пространственные взаимосвязи частей (выше, ниже, дело, слева);

– различаются мелкие детали и определяется их пространственное соотношение с основными частями;

– повторное целостное восприятие предмета.

В методике обучения детей средней группы отличительным является более детальное обследование геометрических фигур. У ребенка развивают умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.

Сначала дети упражняются в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы. Они подбирают предметы к моделям фигур. Так удается отделить модели геометрических фигур от других предметов, придать им значение образцов. Проводятся игровые упражнения: «Найди предмет такой же формы», «Найди то, что я скажу» и др. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром.

От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению. Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким: что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи? Для упражнений вначале подбирают предметы простой формы, не имеющие деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы - флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный, косынка, галстук треугольные). Дети выбирают предметы указанной формы (из 4-5 шт.), подбирают картинки с изображением предметов соответствующей формы; называют какой формы предметы нарисованы на таблице.

Позже им предлагают найти предметы указанной формы в определенных местах комнаты («Посмотрите, есть ли на полочке предметы, похожие на цилиндр»), проводят игры «Путешествие по групповой комнате», «Найди то, что спрятано».

Постоянно используют приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Дети обводят контур предметов, ощупывают их. Можно задать, например, такие вопросы: «Как вы догадались, что косынка треугольная, а тарелка круглая? Чем похожи предметы?» Дети делают обобщение по признаку формы. В конце года им предлагают описать форму предметов, состоящих из 2-5 частей (неваляшка, машина и др.).

Основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2-4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, её точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, при чем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя её применение вполне возможно).

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). К пяти годам детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

 Для  детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет  характерны ведущие виды деятельности для освоения сенсорных эталонов:

1. Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, различные дидактические игры

2. Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),      

3.Познавательно-исследовательская       (исследования       объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

4.Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

5. Изобразительная (рисования, лепка, аппликация),

6.Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

7.Двигательная (овладение основными движениями)

Таким образом, начиная с четвертого года жизни,  у детей продолжают формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Затем  следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов детей 4-5 лет  необходимо учить  способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»

Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследователь...

Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки.

Сообщение в котором  говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается  общее психическое развитие  ребенка,  через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение ...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников».

Разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн -проектов. Обеспечение каждому ребёнк...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....