Адаптация младших дошкольников к условиям ДОУ
консультация (младшая группа)

Невская Виктория Андреевна

Часто родители задают нам вопрос: «Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребенка в детском саду.

 

 Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду.


Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревом. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.

 

 

Каждый ребенок — это разный вид цветка,

но все вместе они делают этот мир прекрасным садом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

                                                                           

Невская Виктория Андреевна, воспитатель

                                                                   

   Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

        Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.                Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир. Таким образом, в целом проблема адаптации ребенка к детскому саду представляется ничуть не менее важной, чем проблеме готовности к школьному обучению. Игнорирование ее и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не могущего и не желающего принять иные, более жесткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.

     

 

Рассмотрим все проявления адаптации, позволяющие определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторам, определяющим степень тяжести адаптационного периода, и наметим пути профилактики дезадаптации:

- Острый период — более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.

В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности, отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.

- Подострый период (собственно адаптация) — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.

В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее всего восстанавливаются игра и речевая активность (до 60 дней; выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов).

- Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении — до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7—10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15—20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает.

- Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше, чем через 20—30 дней.

Период угнетения интереса к окружающему — в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается в течение 20—40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.

- Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два—шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.

При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления.

Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития.

      Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30—40 минут); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Нередко малыш плачет в течение всего периода бодрствования, либо состояния пассивности или повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания, вскрикивает во сне, легко пугается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Статья на тему: "Специфика адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ"

ldquo;Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...