Статья на тему: "Специфика адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ"
статья (младшая группа) на тему

Нечаева Анна Олеговна

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика адаптации младших дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения

Каждый ребенок по-разному проходит адаптационный период. Характер адаптационного периода зависит также от его предшествующего опыта, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых

Работникам дошкольных образовательных учреждений следует учитывать потребность ребѐнка в общении. Выделяются три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.

Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней.

На процесс адаптации ребенка влияют следующие факторы: достигнутый уровень психического и физического развития; состояние здоровья; степень закаленности; сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками; личностные особенности самого малыша; уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Адаптация зачастую протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видно внешнее проявление, то есть поведение ребенка. Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка.

В современной педагогике организация работы в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей.

Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в группу, создавать для него особый эмоциональный климат.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Этот процесс протекает довольно сложно и болезненно. Дети дошкольного возраста тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в незнакомой обстановке, поэтому процесс привыкания может затянуться.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Ребенок может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Многое в этом аспекте зависит от педагогов, ответственных за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных

странах, было выделено три фазы адаптационного процесса к условиям детского дошкольного учреждения:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2.  Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними  возрастными нормами (длится три – пять недель).

3.      Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется увеличением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, а также начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Е. О. Смирнова пишет о том, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты:

- у детей до трех лет проявляются такие симптомы, как: беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность);

- у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере

выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.

Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на

отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он

встретит в детском саду. Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7 месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями. Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры.

Кроме того, Р. Калинина различает три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

-    легкая адаптация: к  20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

-  тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском

учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному образовательному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

-  от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном образовательном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Р. Калинина пишет о том, что адаптационный период у детей может

сопровождаться различными негативными поведенческими:

1) Возможные причины упрямства:

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

2)  Возможные причины грубости, дерзости, неуважительного отношения к взрослым и другим воспитанникам:

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
  • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
  • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • утомление от однообразной деятельности.

3) Возможные причины лживости:

  • боязнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

4) Возможные причины лени:

  • неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь
  • ребенка от лишнего трудового усилия;
  • игнорирование усилий и стараний ребенка, критика его неудач, промахов.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми,  специалисты обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

Адаптация младших дошкольников к условиям ДОУ

Часто родители задают нам вопрос: «Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ...

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...

Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей.    Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных зад...