Кризис трех лет
консультация (младшая группа)

Кудрявцева Анна Игоревна

В этой статье разбирается возрастной кризис ребенка, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Начало кризиса, симптомы, причины, помощь. Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_treh_let.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис трех лет

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 - 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка. 

Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:

  • Негативизм - неподчинение определенным требованиям;
  • Упрямство - настаивание на своем решении;
  • Строптивость - протест против порядков;
  • Своеволие - стремление к самостоятельности намерения, замысла;
  • Обесценивание взрослых;
  • Протест-бунт - который проявляется в частых ссорах с родителями.

Причины кризиса трех лет.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием: 

- авторитарной модели воспитания в семье;

- ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка;

- неадекватного и частого применения наказаний и запретов;

- гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

К 3 годам организм ребенка обычно достигает достаточного развития для того, чтобы малыш мог быть самостоятельным. Его познавательные интересы также совершенствуются, отчего он становится "исследователем" окружающего мира, в том числе и своих собственных возможностей. Естественным следствием такого "созревания" становится желание все делать самому и протест против родительской помощи и запретов, как ограничений активности.

Фактически, маленькому упрямцу больше всего надо, чтобы родители признали его самостоятельность и при этом продолжили любить и заботиться о нем.

Следствием этого является "революция снизу", показывающая "верхам" невозможность жить по старым правилам.

Как помочь ребенку выйти из кризиса, не внося в душу негативные качества?

Упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества.

Капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; Агрессивность - крайняя форма самозащиты;

Замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, необходимых для выживания в обществе. Главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается - просто переждите.

Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.

  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
  • Предоставьте ребенку возможность выбора.

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения.

Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?». Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.

  • Помогите ребенку принять себя.

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением.

Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

  • Очень важно, чтобы все члены семьи приняли одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно».
  • Поддерживайте авторитет взрослого, и если, допустим, папа поступил неправильно, не стоит его одергивать при ребенке. Лучше позже отвести его в сторону и отметить, какая была допущена ошибка. Иначе ребенок будет чувствовать слабые места каждого, и впоследствии перестать считаться с мнением взрослого. Своим поведением ребенок как бы проверяет взрослого: может, все-таки можно? И стоит один раз сдаться, как потом будет еще хуже. Взрослым стоит сдерживать свои негативные эмоции, иначе ребенок, подражая взрослым, будет так же себя вести, грубо и резко.

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет.

  • Становление нового уровня самосознания.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Развитие волевых качеств, активности.
  • Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
  • Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

"Кризис трех лет"

Консультация для родителей...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....