"Мне хорошо с тобой..." Рекомендации для родителей (законных представителей) по успешному взаимодействию с детьми
статья

Гордеева Наталья Эриковна

В данной статье представлены рекомендации по успешному взаимодействию родителей с  застенчивыми, тревожными , гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕ ХОРОШО С ТОБОЙ…

Рекомендации для родителей по успешному взаимодействию с детьми

Рекомендации по успешному взаимодействию с тревожными детьми: 

  •   Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
  •   Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.
  •   Необходимо тревожного ребёнка хвалить даже за незначительные успехи, и важно отмечать их в присутствии других детей. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
  •   Отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей с целью повышения уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.
  •   Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.
  •   Все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами
  •   Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость.
  •   Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
  •   В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

  Игры, способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Рекомендации по успешному взаимодействию с застенчивыми детьми:

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" верой взрослого. Тогда он станет уверенным в себе человеком.
  • Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новое помещение. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.
  • Не заставляйте ребенка "быть смелым". Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами "здесь нет ничего страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности.
  • Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  • Если взрослый обращается к застенчивому ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в ребенка.
  • Повышенная требовательность взрослых - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.
  • Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. В комфортной для себя обстановке, когда рядом значимые для малыша взрослые, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
  • Застенчивые дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.
  • Важно застенчивых детей не осуждать за ошибки. Необходимо  сказать о первостепенной роли воспитателя для застенчивого ребёнка, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от педагога часто исходит отрицательная оценка. Поэтому необходимо понимать и принимать особенности ребёнка, помогая ему осознавать свои лучшие стороны личности.  
  • Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта,  создавая ему комфортные условия для развития, вырастит "тепличный" человек, совершенно не приспособленный к суровой реальности.
    Важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.

Рекомендации по успешному взаимодействию с детьми с дефицитом внимания и  гиперактивными. 

-         Научить ребенка управлять собой - первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого,  только договориться с ним о табу: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать, что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, надо научить его это делать.
-          
Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Использовать тактильный контакт (поглаживание, прикосновение, элементы массажа). На примере относительно простых дел необходимо  учить правильно, распределять силы.
-          
Малыш не виноват в том, что он такой подвижный и невнимательный, поэтому ругать и наказывать его бесполезно, этим можно добиться только снижение самооценки, и смирения, что он вот такой не правильный. С таким отношением к себе у ребёнка очень трудно добиться конструктивного поведения.

-  В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее. Необходимо предоставлять ребёнку возможность выбора.

  • Все занятия направленные на умственное развитие, на формирование активной познавательной деятельности  проводить лучше в утреннее время, а не вечером. Нагрузку организовывать парциально, с частыми физ.паузами, делить работу на более короткие, но частые периоды.
  • Для таких детей необходимо снизить требования к аккуратности в начале выполнения заданий, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Работая с такими детьми необходимо педагогу быть драматичным, экспрессивным  человеком, для поддержания заинтересованности в происходящем, и  воспитания внимания гиперактивного ребёнка.
  •  Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
    - В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку взрослыми слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

-  Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Часто наказанный ребёнок за «беготню по группе», просидевший на стульчике, после наказания с большей силой начинает бегать.
- Необходимо учить ребёнка  расслабляться. Обучать его приёмам расслабляющего самомассажа, приемам релаксации с включением некоторых установок аутогенной тренировки.

  • Очень важно всегда оставаться с таким ребёнком спокойным, не провоцировать своим поведением его гиперактивность и не забывать говорить ребёнку, что его любят.

В современном мире всё больше возрастает значимость семьи, как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Каждый из  родителей стремится, что бы его ребёнок был здоров, счастлив, успешен. Чем успешнее опыт семейного взаимодействия с ребёнком, тем успешнее будет ребёнок в обществе. Так как именно в семейном общении  формируются модели взаимодействия  с другими людьми.

К сожалению, часто у родителей возникают трудности во взаимодействии с ребёнком. Родители говорят о повышенной конфликтности в общении с ребёнком, о не понимании его, или не послушании. Традиционно психологическая помощь оказывается  семье в рамках индивидуальной психологической консультации. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но им не хватает элементарных психологических знаний об особенностях своего ребёнка, что позволило бы изменить собственное поведение по отношению ребёнка, изменить форму и степень требований предъявляемых к ребёнку и т.д.

Психологи кафедры психологии Института развития образования «Смена» проводят консультации для родителей с целью повышения эффективности воспитания ребёнка, определения условий  формирования успешного жизненного стиля ребёнка. Предварительно консультации проводится психологическая диагностика ребёнка, которая изучает душевную комфортность ребёнка, интеллектуальную продуктивность, особенности характера и многие другие факторы, которые важно знать родителям, что бы избежать трудности со своим ребёнком в общении, в обучении, в социализации.

В результате таких консультаций, родители начинают лучше понимать  своего ребёнка, собственные стереотипы воспитания, адекватность своих требований к  ребёнку, продуктивность своих собственных ожиданий. Определяют условия формирования успешности ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей.

Предлагаем некоторые рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

        Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

  • важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
  • обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
  • необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
  • целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
  • важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
  • учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

  • с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
  • говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
  • целесообразно ограничить всё, что возбуждает  нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
  • необходимо развивать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
  • приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
  • необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

  • нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнку;
  • не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения  усилий;
  • следует чаще хвалить его за скорые действия;
  • необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
  • следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
  • побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
  • нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
  • привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

  • нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
  • нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
  • целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, с убеждением, уверенно, определённо;
  • ребёнку полезно заниматься спортом;
  • необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
  • надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
  • важно развивать у него общительность;
  • необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек

  1. Мальчики и девочки два разных мира, а не просто дети.

  1. Никогда не следует сравнивать девочек и мальчиков между собой, так как девочки созревают на два года раньше мальчиков и психологически их старше. Из-за этого мальчики с 8 лет испытывают постоянный стресс, так как они осознают и видят, что девочки более зрелы.

  1. Помните, что мужские качества формируются только в мужской среде.

  1. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.

  1. Давая мальчикам задания, включайте момент поиска, направленного на сообразительность. Не показывая заранее ход выполнения задания, принципы решения.

  1. С девочками до начала выполнения работы разобрать принципы выполнения задания. При этом очень важно приучать к самостоятельности.

  1. Объясняя новый материал мальчикам важно показать принципиальные особенности.

  1. Не ругать мальчиков обидными словами в присутствии других мальчиков, помнить, что мальчики тревожны и эмоциональны не внешне.

  1. Мальчикам свои пожелания излагать чётко, точно, доброжелательно.

  1.  Помнить, если девочки начинают капризничать, значит, устали.

  1.  Мальчики истощаются интеллектуально быстрее, если не предоставляется веера выбора решений заданий.

  1.  Помнить, что главное не научить чему-либо, а создать такие условия, что бы ребёнок захотел научиться сам, что бы он имел интерес к познанию, к миру, к себе и другим.

  1.  Важно помнить, что маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в педагогической деятельности, в избранной методике.

  1.  Мы все очень разные, но каждый – уникален.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей (законных представителей) «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Семина  Семинар для родителей (законных представителей) «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»                Цель: познакоми...

"Мне хорошо с тобой..." Рекомендации для родителей (законных представителей) по успешному взаимодействию с детьми

Формирование  интереса детей  к русскому устному народному творчеству по средствам сказкотерапии, развитие связной речи детей...

"Мне хорошо с тобой!" Рекомендации для родителей (законных представителей) по успешному взаимодействию с детьми

Рекомендации по успешному взаимодействию с тревожными детьми, детьми с дефицитом внимания и  гиперактивными., с застенчивыми детьми...

Педагогический проект "Логопедическая мастерская" (по взаимодействию с родителями/законными представителями) с детьми с ОНР

Педагогический проект "Логопедическая мастерская" (по взаимодействию с родителями/законными представителями) с детьми с ОНР...

Дистанционное взаимодействие в ДОУ с родителям ( законными представителями) и детьми

Аннотация: Данная статья является авторской разработкой.  В ней отображена значительная цель работы в режиме дистанционного образование. Поскольку обучение в режиме Оnline явл...

Дистанционное взаимодействие с родителями ( законными представителями и детьми в) ДОУ

Аннотация: Данная статья является авторской разработкой.  В ней отображена значительная цель работы в режиме дистанционного образования. Поскольку обучение в режиме Оnline явл...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...