Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Наталия Александровна Чурсина

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«детский сад «Берёзка»

Консультация для родителей на тему:

«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»

                                                                                                                                     Автор:

                                                                                                                             Чурсина Н.А.  

                                                                                                                           воспитатель                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                   

Новый Уренгой

2022г.

Актуальность

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи:

  • Выявить особенности речевого развития детей раннего возраста.
  • Выявить влияние степени общения родителей с ребёнком на ход развития речи.
  • Разработать рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.
  • учитывать пожелания родителей, их предложения;

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Форма работы для развития речи:

  • режимные моменты
  • совместная деятельность работы педагога с детьми
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность с семьёй

Приёмы для развития речи:

  • наглядные
  • словесные
  • игровые

Наглядные-показ иллюстраций, картины, схемы, мнемотехника

Словесные-чтение литературного произведения (сказки, потешки, стихи)

Игровые- сюрпризный момент, игровой персонаж

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам, компьютеру.

Основной целью взаимодействия с семьей является создание единого пространства развития ребенка в системе “семья - ДОУ”.

В речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя:

  • владение речью как средством культуры
  • обогащение активного словаря
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • развитие речевого творчества
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формы работы с родителями:

  • групповые собрания
  • индивидуальные беседы
  • консультации
  • анкетирование
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература)
  • День открытых дверей
  • приглашение родителей на речевые театрализованные праздники
  • выставки
  • конкурсы
  • совместные досуги

Исходя из вышеперечисленного, можно предложить методику по развитию речи, которая будет реализовываться в процессе взаимодействия педагогов и родителей:

  • учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;
  • ориентироваться в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребёнка, а не только на возрастные;
  • активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;
  • охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;
  • взаимосвязь с другими видами жизнедеятельности ребёнка;
  • опираться на помощь родителей в вопросах развития речи детей.

Рекомендации для родителей:

  • Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, добиваться от него внятного произношения.
  • не оставляйте ребёнка без внимания во время общения с вами
  • Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребёнка рассказом.
  • предложите игры на развитие мелкой моторики
  • используйте игровые упражнения, рассказывайте сказки, читайте стихи
  • Стимулируйте стремление ребёнка заговорить

Вывод

Важно дать понять, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Ведь родители теперь становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребёнка. И именно такие формы работы позволят нам использовать эффективность современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр НОД образовательной области "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста на тему: "В гости к сказкам".

Вызвать желание детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взросл...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...

Проектная деятельность по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста

Ни для кого не серет, что детей с  ОНР становится больше с каждым годом. Для того, чтобы помочь им на начальном этапе - во второй младшей группе дошкольного учреждения был  разработан проект...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Наши мамы»

Цель:Воспитание чувства любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанности к семье....

Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»

Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД   по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...