Тяжелая адаптация ребенка к детскому саду.
консультация (младшая группа)

Кудрявцева Анна Игоревна

В данной статье раскрываются причины тяжелой адаптации ребенка к дошкольному учреждению и пути выхода, как помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Почему мой ребенок не хочет идти в сад?

Причины

Что делать

Негативный настрой родителей

Определить причины собственной тревоги, страха, решить их. Беседы с воспитателями, родителями других детей, вспомнить свое дошкольное детство. Ответить себе на вопрос: зачем мой ребенок ходит в детский сад?  Новое – это хорошо, найти плюсы.

Чрезмерно активное желание поскорей отправить ребенка в детский сад («расти скорей, докажи всему миру, что мы - хорошие родители»)

Договариваться с ребенком, объяснять необходимость посещения детского сада. Ребенок должен видеть альтернативу, безвыходность ухудшает состояние ребенка.

Тревожная зависимость от матери (симбиотический тип привязанности). Ребенок не отпускает мать ни на шаг.

- Тревожная мать - тревожный ребенок.

- Мать не доверяет окружающим, но реагирует на ребенка только при прямом зрительном контакте или когда тот плачет.

- Не отталкивайте ребенка.

- Сохраняйте спокойствие, будьте последовательны в своих действиях.

- Постепенно, поэтапно приучайте к отсутствию матери.

- Привлекайте отца, родственников к уходу за ребенком, расширить круг общения ребенка.

- Позволять проявлять самостоятельность, инициативу, делать выбор.

- Укреплять нервную систему ребенка: прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе.

- Уделять 30 минут плотного, регулярного общения в день, желательно в одно и то же время.

- Предоставьте ребенку отдельное пространство и порядок или беспорядок там будет, пусть зависит только от него.

- Фразы препятствующие становлению личности и психологическому отделению ребенка: «Ты еще маленький! Давай, я это сделаю», «Видишь - у тебя не получается! Я сейчас покажу как надо». Не – «мы сегодня ходили…», «у нас плохое настроение…»,

а – «я и Вова…», «У Вовы…»).

У ребенка нет нужной осведомленности о детском саде

Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада.  Причины у каждой семьи разные. Что можно сказать ребенку: напоить цветы; уложить спать кукол; поиграть с зайчиком.  Мама и папа работают, а тебе надо учиться. Чтобы пойти в школу надо подготовиться к ней в детском саду. Ты стал взрослее, тебе многое надо узнать и для этого есть детский сад;…

Нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом. «Пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Критика сада и воспитателя

Не рассказывать при ребенке свои тревоги, «плохое» про детский сад.

Не запугивать детским садом! («Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик»)

Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит ваш ребенок, и какие замечательные воспитатели там работают.

Уход родителя без «ритуала» прощания

- Прощайтесь и объясняйте, что вы уходите. Истерика, которая после этого возникнет, не будет таким шоком как неожиданное мамино исчезновение.

- Уходить уверенно и не оборачиваться.

- Лучше если отведет в садик тот член семьи, с которым ребенок легче расстается.

- Обязательно скажите ребенку, когда вы придете (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Выполняйте свои обещания!

- Придумайте свой ритуал прощания (например как в книге  Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»)

Поздний приход родителей

В первые 2 недели забирать ребенка до сна. Далее по его уровню адаптированности.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее -  около 2 месяцев. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Оставлять ребенка дома без обоснованной причины

Ребенок должен знать, что теперь он 5 дней в неделю ходит в детский сад, точно также как родители на работу. Это его ответственность, это замечательно, он повзрослел. Систематичность и регулярность, даже если родители не работают.

(ребенок иначе чувствует время, умножайте на 4).

Разный режим дня дома и в саду

Не сдвигать в выходные режим более чем на 1 час.

Переутомление ребенка, эмоциональная усталость

- Время бодрствования не должно превышать 6 часов (в 21.00 ребенок должен спать).

- Не рекомендуется во время адаптации к детскому саду дополнительные секции (кружки).

- Создать дома спокойную, благоприятную атмосферу Техника дыхания для успокоения нервной системы - Вдох через нос, медленный выдох через рот. Повторять цикл в  течение 1 минуты.

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 2

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 3

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 4

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 5

- Рациональное питание: овощи, фрукты, злаки, белки, которые легко усваиваются (меньше булок и сладкого).

- Прогулки, массаж.

- Утром планировать время на неспешное пробуждение (постепенно перейти от сна к бодрствованию).

- Эмоционально поддерживать ребенка больше и чаще (ты мне дорог, любим, обнимать, целовать).

- Быть терпимее к капризам (перегрузка нервной системы; временный регресс; дети этого возраста еще не умеют "держать слово".) – обнять, помочь успокоится, переключить внимание.

Кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует - с тем и ведет себя хуже всего.

- После сада разговаривать, играть (контакт плотный хотя бы 30 минут). 

- Обсудите прошедший день (без назойливости), терпеливо выслушайте, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

- Дать возможность уединиться.

- Желательно исключить телевизор.

Разные подходы к воспитанию у ДОУ и родителей

Научите ребёнка навыкам самообслуживания: принимать пищу (без телевизора); одеваться (одежда удобная, простая в одевании); мыть руки с мылом; ходить в туалет и вытирать попу; пользоваться носовым платком.

Рацион питания в саду: Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Особенности типа нервной системы

4 типа высшей нервной деятельности:

- сильный, уравновешенный («живые», покладистые, жизнерадостные, хороший сон, аппетит. Легко приспосабливаются, переключаются, трудоспособные, легко формируются навыки, умения. Но часто бросают начатое, недоделав до конца. Хорошо сосредотачиваются на одном,  уверены в себе, даже порой слишком).

Родителям: «Не расшатать» сильный и уравновешенный тип нервной системы. Тренировать усидчивость, терпение, дело доводить до конца, планировать свою деятельность, поощрять вопросы типа «почему трава зеленая» и подробно разбираться в теме, проникая в суть вещей. Разговаривать мягко, без грубостей. Создавать ситуацию выбора («с чувством, с толком, с расстановкой»).

Игра: выполнять задания по шаблону, алгоритму (делать перерывы со сменой деятельности), игры с сюрпризом в конце, выставка художественного творчества ребенка.

- сильный, неуравновешенный («безудержные», «шустрики», легковозбудимые, бурно проявляют свои чувства, частая смена настроения, подвижны, просыпаются от легкого шума, спят беспокойно).

 Родителям: прививать усидчивость, выдержку, вырабатывать умение концентрировать внимание, учить дела доводить до конца, привыкнуть всегда разговаривать спокойным доброжелательным тоном, не злоупотреблять запретами – отвлекать, переключать внимание. На игровых площадках быть рядом, помогать, подсказывать, разбирать конфликтные ситуации.

Игры: настольно-печатные, конструктор, оригами,…

- сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов торможения («мямлики», невозмутимы, рассудительны, спокойный нрав, хороший аппетит, быстро засыпают, медлительны, часами играют в настольные игры, медленное формирование практических навыков).

Родителям: закреплять положительные стороны: настойчивость, добросовестность, выдержку. Терпеливо обучать завязывать шнурки. Прививать любовь к подвижным играм, воспитывать ловкость, сноровку, быстроту реакции. Не винить за медлительность.

Игры: спортивные (плавно переходя от легкого к сложному), соревнования – кто быстрее соберет игрушки,...

- Слабый (впечатлительные, деликатные, чувствительные ко всему происходящему в основном со знаком «минус». Жалостливы, обидчивы, быстро утомляются. Сон неглубок, требуется тишина, в еде консерваторы. Пугаются незнакомых взрослых, шумного коллектива, нравится одиночество).

Родителям: заботливое и требовательное воспитание, продуманный режим дня. Воспитывать смелость, создавать условия для выхода из «зоны комфорта» - видеть что-то новое, ходить другой дорогой, поездки… Систематические занятия (каждый день по чуть-чуть). Легко поддаются всякому внушению и самовнушению. Приучить ребенка безболезненно переносить переходные состояния – от печали к радости: понимать, принимать его, его эмоции; разговаривать о чувствах и эмоциях человека, родителям можно посмотреть мультфильм студии Pixar «Головоломка».

Игры: различные поручения; ролевые игры с ним в главной роли. Подзадоривать на игровой площадке: перепрыгнуть, залезть, чтобы он это делал с удовольствием, а не по принуждению.

Отсутствие опыта социализации у ребенка

- Читать книги, разбирать сюжет (Барто «Медвежонок невежа», Торопчина «Два жадных медвежонка», Аксель Шефлер серия книг про Чика и брикки, русские народные сказки,…).

- Больше проводить времени на детских площадках, наблюдая за ребенком и подсказывая в нужный момент. Чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в коллектив.

- Играть в сюжетно-ролевые игры, подробно разбирая речь и поведение персонажей. Также игры с соблюдением строгих правил («1.2,3 замри!», «Хлопни, прыгни, топни»,…).

- Учить дразнилки (короткие стишки на случай «обороны»).

- Уважать ребенка. Ребенок осваивает правила взаимодействия, общения через обратные реакции взрослых и детей на его поступки.

- Авторитетный стиль родительского воспитания (разумные требования, постоянно проводимые в жизнь, с пониманием и принятием ребенка).

- Отвечать на вопросы ребенка, даже когда устали, с формулировкой - «Я рада бы ответить, но сейчас сил нет. Дай мне 10 минут помолчать и подумать».

- Обучать контролировать эмоции. Например, игра «Воздушный шар». Надуть с ребенком шар, посмотреть как из него медленно выходит воздух, как шар меняет свою форму. Предложить ребенку самому стать воздушным шариком. Пусть он наберет много воздуха, а потом медленно выпустит его через рот. Рассказать, что когда его переполняют эмоции (злость, гнев, обида), он превращается в воздушный шар. Чтобы освободиться от неприятных ощущений, нужно просто выдохнуть.

- Способствовать формированию самосознания ребенка (отношение к себе, к другим, других к себе. Осознание своих сил, способностей, поступков, действий, мотивов, целей). Например, рассказывать ласковые стихи, называя части тела ребенка, его половую принадлежность; в игровой форме называть, вспоминать родственников; ухаживать за игрушками, помогать родителям; вспоминать имена ребят в группе; называть вежливые слова; отзываться хорошо о людях;…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

"Тяжелая адаптация детей к детскому саду. Как помочь?"

В консультации даются советы как преодолеть тяжелую адаптацию у малышей, впервые посещающих детский сад....