Консультация для родителей "Как научить ребёнка самостоятельно одеваться?"
консультация (младшая группа)

Гаязова Любовь Викторовна

Консультация для родителей "Как научить ребёнка самостоятельно одеваться?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639477/bfa85c34-142e-4e6e-ab6f-9377155c18eb/s1200?webp=falseВы, конечно, замечали, как ваш малыш, застегивая пуговицу или снимая платье,    

высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И потому ему хочется с ними справиться самому! Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно. Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша: – крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем через «мышечное чувство»; – ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;  – развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом. Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.

Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами — одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу- в результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание. Когда ребенок вырастет, он будет пользоваться и другими способами, но рекомендуемые нами                  ниже из-за своей простоты и доступности позволяют ему уже в раннем возрасте

                                быть максимально самостоятельным. Как же, например,

                                снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить

                               их беспроблемное надевание? Прежде всего подчеркнем,

                               что у ребенка должны быть стульчик, на котором он

                               одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а

                              также вешалка для верхней одежды, расположенная на        

                               уровне его роста.

                               

   

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639477/bfa85c34-142e-4e6e-ab6f-9377155c18eb/s1200?webp=falseИтак, снимаем колготки: – стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен; – садится на стул; – берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок); – тянет поочередно чулки вниз. Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый — у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет. Мы неслучайно так подробно описали, как нужно снимать и надевать колготки. Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов. Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу? Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резинкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо. На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть- чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату. Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию. Проявите терпение! Очень скоро вы увидите, что ваш малыш справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно Называйте предметы одежды, обуви. Можно прочесть соответственно действию потешку, называя

                                        имя ребенка. Обыгрывайте действия ребенка. Например:    

                                       «Тянем-потянем, вытянули ножку. Эту ножку — в этот

                                        домик, эту ножку — в другой домик» (надеваем туфли) и

                                         т. д. Все это сделает процесс одевания и раздевания

                                         приятным для малыша и вызовет желание действовать    

                                         самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное

                                         отношение к его вещам. Например, расправьте

                          платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не  

                         смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это с самого    

.

раннего возраста малыша. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он и не понимает. По интонации голоса, по движениям ваших рук ребенок эмоционально сумеет уловить ваше отношение к происходящему.

Итак, ваш малыш в 3—3,5 года:

  охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, требуя, чтобы за него что-либо сделали вы;

 стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

  знает место каждой вещи и складывает ее определенным способом;

  бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место. Все это результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя вели:

 проявили терпение, внимание и доброжелательность;

  отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни ребенка;

  для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней;

 оказывали помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом «Я помогу тебе сделать самому»;

 хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия, делая что-либо с определенным напряжением;

 замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили его за самостоятельность;

 выражали своим поведением бережное отношение к вещам.    

Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639477/bfa85c34-142e-4e6e-ab6f-9377155c18eb/s1200?webp=false

                         Как ребёнку действовать с одеждой и обувью.

Порядок действий

Способы действий

Место ребёнка, расположение       вещей

Действия взрослого

Платье снять и повесить

Потянуть платье за ворот двумя руками вперёд-вниз, высвобождая голову. Затем потянуть рукав за обшлаг, за конец рукава (не за плечо) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукав и всё платье не должны при этом выворачиваться на изнанку.

Стоя за спинкой стула повесить на спинку стула подолом вниз, застёжкой вверх(если она сзади) или вниз(если она спереди).

Расстегните пуговицы, если самостоятельные попытки ребенка оказались безрезультатными; направляйте движения руки и головы ребенка вперед-вниз при стягивании платья, вниз — при стягивании рукава. Покажите, как взять (за плечевые швы) вещь застежкой к себе или от себя, повесьте вещь совместным действием с ребенком, размахивайте ее, приговаривая: «Не сомнётся платьице, пока Оля спит»

Рубашку снять и повесить

Расстегнуть две верхние пуговицы; дальше как платье девочки

Так же,  как платье

Такая же помощь как девочке.

Пальто снять

 Расстегнуть пуговицы начиная с нижней (!), приспустить пальто с плеч, выдернуть одну руку из рукава, затем потянуть за обшлаг другой рукав свободной рукой

. Стоя у вешалки, пальто повесить на отдельный крючок

Расстегните одну-две верхние пуговицы. Приспустите ребенку пальто с плеч сами, придержите его за спущенный рукав, помогите малышу найти петельку, за которую надо вешать

Обувь снять и поставить

Ноги в обуви поставить вместе; наклоняясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т. п.), ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног

Наклонившись и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви

Помогите расстегнуть обувь, если самостоятельные попытки ребенка не приводят к результату; покажите движение, которым обувь задвигается под стул.

Платье (рубашку) надеть

«Влезть» в платье (рубашку): ребенок, не снимая вещи со спинки стула (!), наклоняется и просовывает голову в ворот платья, затем выпрямляется и поочередно просовывает руки в рукава

Стоя за спинкой стула

Придержите подол, помогите ребенку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава.

Обувь надеть

Выдвинуть обувь из-под стула одновременно (!), поставить между ступнями ног, вставить ноги в обувь, застегнуть.

Сидя на стуле

Покажите, как выдвинуть обувь и поставить ее, как застегнуть

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639477/bfa85c34-142e-4e6e-ab6f-9377155c18eb/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей 1 мл.гр. "Как научить ребёнка самостоятельно играть в дид. игры

Консультация-практикум для родителей 1 мл.гр. "Как научить ребёнка самостоятельно играть в дид. игры...

Консультация на тему: "Как научить ребёнка самостоятельности"

Интересная информация как для родителей детей дошкольного возраста, так и для педагогов ДОУ...

Консультация для родителей " Как научить ребёнка самостоятельно одеваться"

Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в детский сад, спохватываемся, что так и не научили сына или дочь ...

Консультация для родителей как научить ребёнка самостоятельно одеваться

Довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно одеваться является одним из наиболее важных навыков, которы...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка самостоятельно одеваться"

Консультация«Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 2-3 года»Следует учитывать возраст ребенка, самый оптимальный трехгодичный возраст.Не требуйте от своего малыша быстро обучатся,...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка самостоятельно одеваться"

Советы родителям желающим научить ребёнка самостоятельно одеваться....