Мастер класс для родителей Развитие речи детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Мартемьянова Наталья Викторовна

Мастер класс для родителей на тему "Развитие речи детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста

с помощью мелкой моторики»

Цель:
1.
 Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2.Познакомить родителей  с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук.

3. Показать  приёмы  развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.

4.Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники:  воспитатели, родители, дети группы.

Оборудование:

выставка  пособий, дидактических игр, развивающих мелкую моторику рук для родителей

Памятка «Советы родителям», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика»  на каждого.

Дидактические игры: «Весёлое солнышко», «Соберём подарок (нанизывание).Мягкая игрушка, цветные шнурки по количеству детей, фигуры фруктов для нанизывания, плотные картинки солнца; прищепки.

Ход мероприятия: 
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2 «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по развитию мелкой моторики у детей.

Программные задачи по работе с детьми:

  1.   Развитие мелкой моторики, координации движений, развитие умения производить действия пальцами в соответствии с текстом потешки

  2.  Развивать   моторной ловкости пальцев рук, расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

- речевую активность детей;

- тонкие зрительные дифференцировки, ориентируясь на форму предмета;

- внимание.

3. Вводить в игру детей предметы - заместители.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Словесные: объяснения, вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово.

Наглядные: игрушки.

Практические: игры с материалом.

Ход  мастер-класса
1. Выступление воспитателя. 
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

                                                                                                                  Джордано Бруно

        Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. 
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра.  В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. 
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. 
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

      С раннего  возраста можно давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие.

      В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнять с ребенком при развитии мелкой моторики кисти следующие виды деятельности:

-Самомассаж (су-джоки, бигуди, резиновые мячики, крупы.)

- «Пальчиковый театр»;

- Выкладывание узоров из мелких камешков и круп;

- Завязывание и развязывание шнурков, узелков и т.д.;

- Застегивание и растягивание пуговиц различной величины;

- Комканье сжимание пористых губок, бумаги (для тренировки мускулатуры кисти рук);

- Лепка из глины, теста, или пластилина;

- Нанизывание бус, бисера, пуговиц; колец различной величины на стержень;

- Перематывание цветных клубочков ниток;

- Складывание кубиков, домиков.

-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  волшебные кубики.

- Собирание мозаики по возрастающей сложности;

- Собирание пирамидки, матрешки;

- Узнавание предметов на ощупь.

      Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика?

   -Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

   -Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

   -Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно распределять его.

   -Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.

   -Развивается память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

   -У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.

   -В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую податливость и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение правилами письма.

Ход совместной деятельности        

Воспитатель:

  - Дети, сегодня я шла к вам и кого-то встретила, он обещал к нам прийти (раздается стук)

 Давайте откроем (появляется мягкая игрушка би-ба-бо Мишутка). Давайте поздороваемся.

(Рассматриваем вопросы: Кто? Как выглядит? Где живет

      - А посмотрите на Мишутку (обсуждение  различия внешнего вида животного  и человека - ушки, хвостик, лапы.)

-А давайте покажем нашему гостю, как выглядят детки и родители.

Пальчиковая игра «Указочка»

      Ротик мой умеет                            Указательным пальцем

      Кушать                                            обводим контуры рта.

      Нос – дышать                       Обводим контуры носа.

      А уши – слушать                             Обводим оба уха одновременно.

      Могут глазоньки – моргать                 Моргаем глазами.

      А ручки все хватать – хватать        Ручками щекочим друг друга.

Воспитатель:

  - Вы знаете, Мишутка хочет вас поблагодарить, и он принес вам песенку, а вы послушайте (включаю музыкальную игру "Танец медвежат").

      - А теперь мы с вами потанцуем, а родители нам похлопают (включаю музыкальную игру - танцуют детки).

      - Молодцы! Мишутка пришел к нам издалека, давайте его угостим.

Для начала надо приготовить. Сейчас мы сварим ей обед.

Пальчиковая игра «Готовим обед»

      Не знаю, сможем, или нет –              Пожимают плечами.                                

      Попробуем сварить обед .

      Сперва возьмем кастрюлю        Пальцы рук соединяются в круг,

      Мы самую большую                   показывая величину кастрюли.

      Ее водою мы зальем,                Пальцы сжаты в кулачок, большой пальчик вниз,

                                                          Изображаем налив воды.

      Затем поставим на огонь.         Пальцы, поднятые вверх,    

                                                         изображают колышущиеся языки пламени

      Картошку чистим мы ножом,        Одна рука сжата в кулачок,

      Она нужна нам всем потом.        Вторая указательным пальцем водит по ней.

                                                               

      Мы терку острую возьмем,                  Ладошка пальцами упирается в стол,

      На ней морковку мы потрем                  вторая рука выпрямленными

                                                                        пальцами водит вверх, вниз.

      - Молодцы!

 А теперь сделаем и салатик.

Пальчиковая игра «Салат из овощей»

      Мы капусту рубим                                    Дети поочередно взмахивают

      рубим, рубим, рубим.                              выпрямленными кистями рук вверх, вниз.

      Мы морковку трем, трем, трем.                     Трут кулачки друг о друга.

      Мы салатик солим –                                  Потираем пальцами,  

      солим, солим, солим.                          

      Мы капусту жмем                                           Сжимаем и разжимаем

      Жмем , жмем, жмем .                                        пальцы в кулак.

      - Угостим наших гостя? Молодцы! Спасибо! Ой, как ему было вкусно!

Давайте теперь Мишутку накормим пирогами.

Пальчиковая игра «Пышка - лепешка»

      Пышка лепешка                                           Лепим ручками куличики.

      В печи сидела                                              Протягиваем развернутые ладошки.

      На нас глядела                                     Показываем глазки.

      В рот захотела                                     Показываем ротик.

      Ам!                                                       Все дружно хором.

      - Молодцы! Спасибо! Так понравилось нашему гостю, что он хочет еще!

Пальчиковая игра «Пирог»

      Мы спросили нашу печь:                           Руки вытянуты вперед, ритмично

      - Что сегодня нам испечь?                         сжимают и разжимают пальцы.

      Печку мы спросили,                                   Кулаки имитируют вымешивание

      Тесто замесили                                              теста.

      Тесто скалкой раскатали,                            Ладони движутся горизонтально,

      Раскатали – не устали,                                 имитируя раскатывание теста скалкой.

      Начинили творогом                                     Лепим куличики.

      И назвали пирогом!

      Ну-ка, печка, ну-ка, печка,                         Ладони несколько раз  вытягиваются

      Дай творожнику местечко!                        вперед – «Сажают пирог в печку».

                                                                             

Воспитатель:

      - Молодцы! Мишутке уже скоро пора уходить, давайте ему соберем подарки в дорогу:

Дидактическая игра: «Соберем подарки» :

(Дети на шнурочки нанизывают овощи и фрукты.)

-Соберем Мишутке вкусных овощей и фруктов, пусть угостит в лесу своих друзей.

   - Наш гость хочет уйти, а на улице нет солнышка!

Давайте ему поможем, чтобы было тепло – сделаем много солнышек.

Дидактическая игра: «Соберем солнышко»

(Раздаются желтые из картона круги и желтые прищепки.)

- Наденем лучики на солнышко! Теперь высоко поднимем, пусть они греют!

 Мишутка целует всех и благодарит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"

"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...

Мастер -класс для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста\'

Мастер-класс предназначен в помощь воспитателям...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, форм и...

Мастер-класс для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

увлекательные игры и упражнения для детей для развития речи...