Мастер класс для родителей Развитие речи детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Мастер класс для родителей на тему "Развитие речи детей раннего возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с родителями на тему:
«Развитие речи детей раннего возраста
с помощью мелкой моторики»
Цель:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук.
3. Показать приёмы развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.
4.Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: воспитатели, родители, дети группы.
Оборудование:
выставка пособий, дидактических игр, развивающих мелкую моторику рук для родителей
Памятка «Советы родителям», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» на каждого.
Дидактические игры: «Весёлое солнышко», «Соберём подарок (нанизывание).Мягкая игрушка, цветные шнурки по количеству детей, фигуры фруктов для нанизывания, плотные картинки солнца; прищепки.
Ход мероприятия:
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя).
2 «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
4. Совместное занятие по развитию мелкой моторики у детей.
Программные задачи по работе с детьми:
1. Развитие мелкой моторики, координации движений, развитие умения производить действия пальцами в соответствии с текстом потешки
2. Развивать моторной ловкости пальцев рук, расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
- речевую активность детей;
- тонкие зрительные дифференцировки, ориентируясь на форму предмета;
- внимание.
3. Вводить в игру детей предметы - заместители.
4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Методы и приемы:
Словесные: объяснения, вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово.
Наглядные: игрушки.
Практические: игры с материалом.
Ход мастер-класса
1. Выступление воспитателя.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Джордано Бруно
Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
С раннего возраста можно давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнять с ребенком при развитии мелкой моторики кисти следующие виды деятельности:
-Самомассаж (су-джоки, бигуди, резиновые мячики, крупы.)
- «Пальчиковый театр»;
- Выкладывание узоров из мелких камешков и круп;
- Завязывание и развязывание шнурков, узелков и т.д.;
- Застегивание и растягивание пуговиц различной величины;
- Комканье сжимание пористых губок, бумаги (для тренировки мускулатуры кисти рук);
- Лепка из глины, теста, или пластилина;
- Нанизывание бус, бисера, пуговиц; колец различной величины на стержень;
- Перематывание цветных клубочков ниток;
- Складывание кубиков, домиков.
-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, волшебные кубики.
- Собирание мозаики по возрастающей сложности;
- Собирание пирамидки, матрешки;
- Узнавание предметов на ощупь.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика?
-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
-Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно распределять его.
-Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.
-Развивается память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
-У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.
-В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую податливость и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение правилами письма.
Ход совместной деятельности
Воспитатель:
- Дети, сегодня я шла к вам и кого-то встретила, он обещал к нам прийти (раздается стук)
Давайте откроем (появляется мягкая игрушка би-ба-бо Мишутка). Давайте поздороваемся.
(Рассматриваем вопросы: Кто? Как выглядит? Где живет
- А посмотрите на Мишутку (обсуждение различия внешнего вида животного и человека - ушки, хвостик, лапы.)
-А давайте покажем нашему гостю, как выглядят детки и родители.
Пальчиковая игра «Указочка»
Ротик мой умеет Указательным пальцем
Кушать обводим контуры рта.
Нос – дышать Обводим контуры носа.
А уши – слушать Обводим оба уха одновременно.
Могут глазоньки – моргать Моргаем глазами.
А ручки все хватать – хватать Ручками щекочим друг друга.
Воспитатель:
- Вы знаете, Мишутка хочет вас поблагодарить, и он принес вам песенку, а вы послушайте (включаю музыкальную игру "Танец медвежат").
- А теперь мы с вами потанцуем, а родители нам похлопают (включаю музыкальную игру - танцуют детки).
- Молодцы! Мишутка пришел к нам издалека, давайте его угостим.
Для начала надо приготовить. Сейчас мы сварим ей обед.
Пальчиковая игра «Готовим обед»
Не знаю, сможем, или нет – Пожимают плечами.
Попробуем сварить обед .
Сперва возьмем кастрюлю Пальцы рук соединяются в круг,
Мы самую большую показывая величину кастрюли.
Ее водою мы зальем, Пальцы сжаты в кулачок, большой пальчик вниз,
Изображаем налив воды.
Затем поставим на огонь. Пальцы, поднятые вверх,
изображают колышущиеся языки пламени
Картошку чистим мы ножом, Одна рука сжата в кулачок,
Она нужна нам всем потом. Вторая указательным пальцем водит по ней.
Мы терку острую возьмем, Ладошка пальцами упирается в стол,
На ней морковку мы потрем вторая рука выпрямленными
пальцами водит вверх, вниз.
- Молодцы!
А теперь сделаем и салатик.
Пальчиковая игра «Салат из овощей»
Мы капусту рубим Дети поочередно взмахивают
рубим, рубим, рубим. выпрямленными кистями рук вверх, вниз.
Мы морковку трем, трем, трем. Трут кулачки друг о друга.
Мы салатик солим – Потираем пальцами,
солим, солим, солим.
Мы капусту жмем Сжимаем и разжимаем
Жмем , жмем, жмем . пальцы в кулак.
- Угостим наших гостя? Молодцы! Спасибо! Ой, как ему было вкусно!
Давайте теперь Мишутку накормим пирогами.
Пальчиковая игра «Пышка - лепешка»
Пышка лепешка Лепим ручками куличики.
В печи сидела Протягиваем развернутые ладошки.
На нас глядела Показываем глазки.
В рот захотела Показываем ротик.
Ам! Все дружно хором.
- Молодцы! Спасибо! Так понравилось нашему гостю, что он хочет еще!
Пальчиковая игра «Пирог»
Мы спросили нашу печь: Руки вытянуты вперед, ритмично
- Что сегодня нам испечь? сжимают и разжимают пальцы.
Печку мы спросили, Кулаки имитируют вымешивание
Тесто замесили теста.
Тесто скалкой раскатали, Ладони движутся горизонтально,
Раскатали – не устали, имитируя раскатывание теста скалкой.
Начинили творогом Лепим куличики.
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка, ну-ка, печка, Ладони несколько раз вытягиваются
Дай творожнику местечко! вперед – «Сажают пирог в печку».
Воспитатель:
- Молодцы! Мишутке уже скоро пора уходить, давайте ему соберем подарки в дорогу:
Дидактическая игра: «Соберем подарки» :
(Дети на шнурочки нанизывают овощи и фрукты.)
-Соберем Мишутке вкусных овощей и фруктов, пусть угостит в лесу своих друзей.
- Наш гость хочет уйти, а на улице нет солнышка!
Давайте ему поможем, чтобы было тепло – сделаем много солнышек.
Дидактическая игра: «Соберем солнышко»
(Раздаются желтые из картона круги и желтые прищепки.)
- Наденем лучики на солнышко! Теперь высоко поднимем, пусть они греют!
Мишутка целует всех и благодарит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"
"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...

Мастер -класс для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста\'
Мастер-класс предназначен в помощь воспитателям...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, форм и...

Мастер- класс " Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраст посредством художественной литературы"
Делюсь опытом....
Мастер-класс для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"
увлекательные игры и упражнения для детей для развития речи...

