Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья

Материал содержит описание условий для развития детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

        Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И.Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

        Во многих семьях книги ушли на второй, а то и десятый план. Их место теперь занимают планшеты и телефоны с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания детей. Они хотят видеть ребёнка усидчивым, собранным, внимательным, желающим учиться,  то есть наделенным такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчать процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но всё реже удивляются, восхищаются и сопереживают, всё чаще проявляют черствость и равнодушие.

Задачей педагога в детском саду определяется гармонизация отношения ребёнка с окружающим миром.  Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, которая к сожалению, с возрастом падает. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одареннее.

        К сожалению результаты проведения педагогической диагностики показали, что движения детей характеризуются недостаточной чёткостью, организованностью, неуверенностью. Имеют место быть суетливость, неточность при выполнении мелких движений (при игре на металлофоне), скованность и угловатость – при выполнении общих движений в танцах. У большинства детей наблюдется нарушения координации движений, несогласованность речи с движениями и музыкой.

        Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений.

        Для музыкального творчества необходима комфортная психологическая обстановка и свободное расположением временем. Творчество – это особое состояние, особый климат, особый взгляд. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Избегать замечаний, осуждений в адрес ребёнка. Но необходимо обсудить общее впечатление от сказки, театра, чтобы учесть недостатки и промахи.

        Для развития музыкального творчества необходимо развивать у детей музыкальную память, образное и творческое воображение. Наиболее рациональным способом развития музыкальной памяти является частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение.

Мыслительный процесс у ребёнка на занятии должен быть активным. Дети очень динамичные и любознательные. И если ребёнок доверяет вам, открывая свой мир, делает это искренне, то значит у него всё благополучно.

Из выше сказанного следует, что одним из важнейших факторов  музыкально- творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Это:

  • Накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • Накопление опыта исполнительства;
  • Развитие основных музыкальных способностей;
  • Оснащение атрибутикой музыкального творчества в детском саду и дома.

В своей работе использую обыгрывание песенок («песенка-игра»), пение в микрофон.

Творческие проявления детей в танцах, ритмике. Ребёнок начинает импровизировать танец, создавать образ, если у него развито восприятие музыки, её характера и достаточно выразительных двигательных навыков.

В творчестве на детских музыкальных инструментах использую по методике К. Орфа нетрадиционные музыкальные инструменты.

Для развития чувства ритма играем с детьми в «Римические игры» -отстукивание различных ритмических рисунков ладошками, палочками, кубиками, шариками и другими предметами для развития ритмослуха, музыкальной памяти, внимания. Играем в игру «Повтори, как я»

        Очень важно, чтобы см педагог был увлечён творчеством, тогда и дети будут увлечены творчеством. Если создать для детей пространство для творчества то всё у вас получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...