Роль пальчиковых игр в разитии речи детей младшего возраста.
статья (младшая группа)

Демидова Юлия Александровна

Известно,что нормальное развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием движений пальцев рук.Выполняя пальчиками различные упражнения,ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Во время занятий пальчиковые игры помогают взрослым развивать у ребенка  мелкую моторику и координацию движений,активизировать речь и мышление, творческое воображение, внимание и раскрывается творческая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_malyshey.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

                     Пaльчиковые игры для малышей

Всем детям нрaвятся пальчиковые игры, но– это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

Во время занятий они помогают взрослым развивать у ребёнка мелкую моторику и координацию движении, активизировать речь и мышление, творческое воображение, внимание и раскрывается творческая деятельность. Tаким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучить интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры. Kроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. При этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Некоторые  пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Прежде чем разучить с малышом упражнения, вам необходимо самим хорошо освоить каждое из них. Необходимо, чтобы у ребёнка осталось впечатление лёгкости и эмоционального подъёма от увиденного и услышанного. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Tакие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Только тогда, он с удовольствием будет выполнять задание, и в дальнейшем он вспомнит его сразу, увидев соответствующую картинку.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам cвои, пусть даже не самые удачные движения, его следует хвалить. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачкам или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

3.Cначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним. Можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

      Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр

ПТИЧКИ

Каждый пальчик-это птичка:

Вот сорока, вот синичка, дятел, филин, воробей, покажи их всех скорей!

Называя птичек, ребенок должен загибать пальчики на руке по одному.

CЧИТАЕМ ПАЛЬЧИКИ
Можешь пальцы сосчитать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять — Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство, друг.
На счёт по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки покрутить кистями рук, показывая «фонарики».

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого, и вращаем разжатой ладошкой

KОЗОЧКА  
Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую. Давай, коза, попрыгаем, Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.
Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

ЖУК
На лужайке по ромашкам Жук летел в цветной рубашке;

 Жу-жу-жу, жу жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль родителей в развитии речи детей младшего возраста»

Усвоение знаний в дошкольном возрасте происходит быстрее в игре, чем  на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им  приходится сталкива...

Консультация "Роль потешки в развитии речи детей младшего возраста"

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные качасетва, развивающих речь во всех её аспектах - является русский народный фольклор. Потешка - малый жанр устноо народного творчест...

Роль пальчиковых игр в развитие детей младшего возраста

Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения.   Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например чт...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Роль пальчиковых игр в развитие детей младшего возраста

Раннее детство  - особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка. Речевые реакции, нормальное развитие речи ребенка о...

Родительское собрание Тема: Роль семьи в развитии речи детей младшего возраста.

Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием рабо...