Артикуляционная гимнастика.
учебно-методический материал

Трухина Наталья Сергеевна

Комплексы артикуляционных упражнений помогут укрепить органы речевого аппарата, сформировать четкие, согласованные движения, а в дальнейшем - правильное звукопроизношение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные и подвижные органы речевого аппарата – язык, губы, мягкое нёбо, поэтому их нужно тренировать. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика для органов артикуляции является подготовительным этапом при постановке звуков. Постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед или родитель под руководством логопеда.

Занятия должны быть систематичными. Так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Длительность занятия не должна превышать 10 минут. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении. Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.

При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить за тем, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.

Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное. Сначала взрослый в медленном темпе показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом. Когда ребенок научится правильно выполнять движение, зеркало можно убрать.

Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности. Обязательно хвалите ребенка за успехи!

 

Комплекс упражнений для губ.

1. «Улыбочка». Улыбаясь, удерживаем  губы так, чтобы зубов не было  видно.

2. «Трубочка». Вытягиваем губы вперед,  имитируя трубочку.

3. «Заборчик». Удерживаем губы в улыбке, смыкая зубы  в естественном прикусе так, чтобы они были видны.

4. «Бублик». Округлить губы и немного вытянуть их вперед так, чтобы через «бублик» было видно сомкнутые зубы 

5. Чередование упражнений «заборчик - бублик», «улыбочка» -  «трубочка».

Комплекс упражнений для щек.

1. «Щечки замерзли». Слегка покусать щеки изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки. 

2. «Помидорки - толстячки». Надуть обе щеки, затем надувать поочередно по одной.

3. «Огурцы – худышки». Щеки втянуть.

4. «Футбол». Язык попеременно упирается в правую и левую щечку.

Комплекс упражнений для языка.

  1.  «Лопатка». Приоткрыть рот. Максимально высунуть изо рта широкий язычок и удерживать позу. 
  2. «Иголочка». Рот приоткрыт. Изо рта высовываем узкий язычок. 
  3. «Часики». Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ. 
  4. «Качели». Приоткрыть рот. Язычок дотрагивается до верхней губы, затем до нижней. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
  5. «Вкусное варенье». Приоткрыть рот. Широкий язычок облизывает верхнюю губу. 
  6. «Лошадка». «Цокаем» языком.
  7. «Непослушный язычок». Рот приоткрыт. Широкий язычок лежит на нижней губе. Шлепаем губами по язычку и произносим «пя-пя-пя». 
  8. «Горка». Рот приоткрыт в широкой улыбке. Язык упирается в нижние зубы, и спинка языка выпячивается и удерживаем позу. 
  9.  «Кошечка лакает молоко». Рот широко открыт. Нижняя челюсть неподвижна. Имитация лакания языком, как будто кошечка лакает молоко.  

Будьте терпеливы, спокойны и ласковы!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...