Главные вкладки

    Изготовление игрушек из природного материала – одна из форм общения с природой
    статья (старшая группа)

    Ивановская Татьяна Сергеевна

    Статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дошкольное отделение Российской гимназии при ГРМ

    Центрального района Санкт-Петербурга

    Изготовление игрушек из природного материала как одна из форм общения с природой

    Автор статьи: воспитатель Ивановская Татьяна Сергеевна

    Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. И пусть это будет всего лишь один цветок, но сделанный своими руками – это будет неповторимый цветок.

    Занятие по ручному труду развивает сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, логику, воображение и фантазию. Работы по ручному труду можно выполнять в свободное время дома с родителями. В ходе таких занятий у детей расширяется кругозор, они выполняют работы с уже знакомыми материалами и узнают новые, их свойства и применение. Демонстрируйте искреннюю заинтересованность и уважительное, деликатное отношение к детскому творчеству. Положительно оценивайте инициативу ребёнка независимо от полученного им результата. Ведь он сам захотел сделать это. В случае необходимости деликатно посоветуйте, как можно их усовершенствовать, выразите надежду увидеть все это в окончательном варианте завтра или в ближайшие дни. Выполняйте работы сообща. Всё больше и больше ребёнок станет по собственной инициативе вовлекаться в этот процесс, а значит, решена самая основная задача – появился интерес к самостоятельной деятельности.

    Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру. Данный вид совместной деятельности детей и родителей деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им, воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность. Постепенно, шаг за шагом, ребёнок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы.

    Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своей работы, но и тогда, когда создается поделку по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, внести интересные дополнения.

     Поделки из природного материала дети особенно любят, ведь их можно сотворить из того, что они сами найдут в парке, в поле, в лесу, на морском побережье или в горах. Главное, чтобы хватило фантазии превратить ракушки, гальку, камушки, веточки, сухие плоды, шишки, желуди, каштаны, орехи, семена или соцветия своими руками в нечто необычайное!  К тому же природный материал – самый экологический материал для занятий с детьми.

    Поделки из природного материала – не просто забава и приятное развлечение на прогулке в лесу или парке. Это настоящее мастерство. Как неповторима природа, так неповторимо то, что создано из её даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка.

    Самодельные игрушки – не только осязаемый результат увлекательных занятий с природным материалом, но и развитие нестандартного мышления и воображения.

    Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).


    Художественные игры с природным материалом

    Ассоциации. Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми из дома, и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек (ракушку) и рассказать, что он напоминает. Затем покажите этот же камешек с разных ракурсов и укажите на то, как изменяется образ. В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы.

    Образы. Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана – предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки и пр. При этом дети осваивают один из основных способов конструирования – составление целого из частей.

    Узоры. Во время свободных игр на прогулке упражняйте детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста или индивидуальных особенностей детей. Это может быть выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы и размера уже создание самого настоящего орнамента. Или чередование элементов по форме (камешек – ракушка, по величине, цвету. Постепенно изменяйте задание, усложняя алгоритм (один камешек, две ракушки) или используйте другие комбинации. Покажите, что орнамент может быть не только линейным, но и в круге, овале, квадрате.

    В экспериментальной деятельности с природным материалом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на природный материал с целью его познания, освоения и преобразования в художественный образ. Вот почему именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляется общее психическое развитие детей, формирование творческих способностей.

    Эти занятия помогут в художественном, нравственном и экологическом воспитании ребенка. Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким, продлевая жизнь природного материала в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно и других поделках.


    Примеры поделок с использованием природного материала

    Улитки

    Соберите понравившиеся вам ракушки, промойте проточной водой и подсушите на солнце. Рассортируйте заготовленные ракушки по цвету и форме.

    Собранные на пляже ракушки промойте тщательно в проточной воде и подсушите на солнце. Можно покрыть ракушки прозрачным лаком – они будут блестеть как в воде. Отберите несколько спирально закрученных раковин. Возьмите пластилин и вылепите фигурку улитки: голову, рожки, хвост. Закрепите раковину на спине улитки.

    Яркие камушки

     Детки любят собирать на пляже морские камешки. Кисточка и краски превратят гладкую гальку в жучка, божью коровку, черепашку, сову или грибок. Сама форма камешка подскажет малышу, какой образ лучше создать. На камешек наносится краска – и образ готов. Камушки между собой склеиваются пластилином. После того, как творение высохнет, для придания блеска покройте его бесцветным лаком.

    Восхитительная картинка

    Вот такую удивительную картину можно сделать с гальки, мелких камушек, ракушек или круп (фасоли, гороха). Решите для начала, какого цвета подойдет для вашей работы пластилиновый фон. Нанесите пластилин на картонную основу. Наметьте рисунок на пластилине. Теперь вместе с малышом аккуратно заполните рисунок выбранным материалом по контуру.

    Картинка из листьев

     Соберите с ребенком во время прогулки в парке или лесу соберите много листьев разных оттенков и формы, больших и маленьких. Засушите их между листами старой книги или газеты, положив сверху что-нибудь тяжелое. Для работы понадобятся листы картона, клей и природный материал. Темой аппликации могут быть разные птички, зверюшки, рыбки, машинки или даже сюжетные картинки.

     Поделки из желудей

    Желуди бывают разные: крупные и мелкие, продолговатые и круглые. У ослика или лошадки туловище делается из желудя большого, а головка – из маленького. Смешных человечков можно сделать: худых и толстых, высоких и низких, в шляпках.  Главное, всё надо делать, пока желуди еще не успели высохнуть. Игрушки, сделанные из свежих желудей, сохраняются долгое время. А сколько смешных и славных фигурок можно сделать из каштанов, шишек и орехов! Просто бесчисленное количество, особенно если фантазия разыграется во время работы.

     

    Ещё несколько советов.

    Для панно, картин, игрушек из природного материала понадобятся шишки, семена различных растений, желуди, сережки ольхи, березы, акации, плоды разных растений, листья, корни, цветы, ракушки.

    Потрясающе смотрятся оклеенные крупами (гречка, манка, кукуруза, просо, семена подсолнечника) или ракушками рамочки – для картин, фото или зеркала, а также деревянные шкатулки.

    Чтобы ребенок понял последовательность работы, следует вначале показать, как изготовить поделку.  После того, как малыш узнал первые азы создания игрушки из природного материала, ему будет достаточно показать рисунок, картинку или фотографию готовой поделки, и он уже с пониманием процесса сможет изготовить ее самостоятельно. Затем ребенку нужно предлагать сделать из природного материала сказочных персонажей или увиденных зверей. Подобные занятия значительно развивают творческие способности, фантазию и воображение детей.

     


    Памятка для родителей:

    «Что нужно знать, начиная работу над поделками из природного материала»

    Для работы можно использовать только сухие и чистые детали - все, что со временем не потеряет своей формы и цвета. Если Вы возьмёте для работы зелёную шишку, то очень скоро она станет темно-бурой и, возможно, усохнет. А чистая и сухая шишка останется такой же на долгие годы, в течение которых будет продолжать Вас радовать.

    В природе все неповторимо. Даже шишки с одного дерева разные. Если у Вас есть несколько одинаковых по размеру и форме деталей, все равно, попробуйте для работы каждую из них. Приложите, оцените. Обязательно только одна будет самой подходящей.

    Мелкие детали (глазки, носик, усы и другие) Вы можете делать, как Вам нравится. Именно они придают работе неповторимое очарование, делают её живой. Будьте особенно аккуратны и терпеливы с мелкими деталями!

    Для закрепления деталей можно использовать клей или пластилин. Для работ годится клей, который тянется. Наносить его можно, используя деревянную зубочистку или спичку. Если Вы будете использовать пластилин, постарайтесь, чтобы пластилина было мало, и чтобы он был не очень заметен, по возможности был такого же цвета, как соединяемые детали.

    Ваши работы – не копия живого мира. Это - волшебный мир сказки и фантазии. То, что Вы делаете, должно быть узнаваемо. Для этого не нужно усложнять работу деталями. Меньше деталей, больше фантазии!

    О том, что на сосне и ёлке растут шишки и иголки, знают все. А Вы знаете, на каком дереве с обычными листьями тоже растут шишки? Это дерево - ольха. Ольху можно встретить везде, но чаще всего около воды. Ольховые шишечки, хотя и маленькие, очень симпатичные. Они падают с веток гроздьями, и их легко найти. Собирать их можно в любое время года, а зимой на снегу они особенно заметны.

    Дуб подарит Вам шляпки жёлудя. Берите только сухие и целые. Пригодятся и большие, и маленькие, и с "хвостиками", и без них. Жёлуди созревают к осени, но шляпки можно найти и весной. Они обычно сохраняются под прошлогодними листьям.

    Лучшее время для сбора материала на природные поделки - лето и осень. Не проходите мимо и обязательно возьмите для работы: листья и цветы, из них можно сделать красивые поделки, хорошие поделки получаются из желудей с чашечками, шишек, орехов, подойдут для поделок и бобы, фасоль, горох, фрукты, овощи, веточки, можно делать природные поделки из морских и речных ракушек, семян - крылатки и многого другого. При изготовлении поделок используются и дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока.

    Подготовка материала

    Шишки подберём на влажной почве, чтобы не пересохли и дольше сохраняли форму.

    Хвою соберём зелёную, возьмём лежащие на земле еловые и сосновые веточки.

    Листья соберём, когда они приобретут красивый цвет, и высушим их в старых журналах или прогладим утюгом.

    Лесные и грецкие орехи, жёлуди и каштаны запасём только зрелые, на особо твёрдой скорлупе сразу же проколем отверстия.

    Семена разных растений - крылатки клёна и ясеня, арбуза, тыквы, дыни, подсолнуха, косточки фруктов - промоем, высушим и рассортируем по картонным коробочкам.

    Заготовим отдельные части плодов и семян - чешую шишек, кожуру апельсина и лимона, корку арбуза, шелуху лука.

    Ягоды шиповника, рябины, бузины будем использовать для поделок свежими, поэтому запасём немного. Оставшиеся ягоды высушим для мелких деталей - глазок и узоров.

    Камешки, раковины, палочки, перья и пух промоем, высушим и при желании покрасим.

    Для поделок из веток подойдет - липа, осина, тополь, ольха — деревья мягких пород. Мягкая древесина легка в обработке. Её легко пилить, строгать и резать. Поэтому ветки этих деревьев — хороший поделочный материал.

    Выберем ветки, на которых много ответвлений, отростков и изгибов. В них легко увидеть образ какого-нибудь фантастического существа.

    Лучше всего собирать ветки в местах сезонной обрезки деревьев или в лесу. Собранные ветки очистите от коры, удалите отростки.

    А дома все богатства просушим, разложим по виду и размеру и будем хранить в «дышащих» ёмкостях - картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках или в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.

    Природный материал очаровывает, обогащает, наполняет реальными чувствами и представлениями.

    Успехов и оригинальных поделок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса к природе у младших дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала.

    Сказочная и прекрасная природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам прир...

    Совместное творчество детей и родителей по изготовлению поделок из природного материала

    Уважаемые родители!Рекомендую вашему вниманию материал для совместной деятельности с детьми.Работа с природным материалом влияет на всестороннее развитие личности ребенка. Возможность сближения ребенк...

    Творческий конкурс "Изготовление поделок из природного материала"

    лепим ежиков из пластелина с колючками из семян подсолнечника с детьми раннего возраста...

    Воспитание у ребёнка любви к природе в процессе сбора гербария и изготовления поделок из природного материала

    Воспитание у детей любви к природе, правила сбора и составления гербария. Консультация для родителей...

    Мастер-класс с родителями по изготовлению игрушек из бросового материала.

    Мастер-класс с родителями детей второй младшей группы  проведён в рамках  проекта " Эти волшебные крышки".  Данный материал будет полезен педагогам  дошкольного обр...

    Ручной труд. Изготовление игрушек из природного материала. Цикл игр- занятий.

      Сказочна  и богата природа. Какие разнообразные чувства пере­полняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и т...