«Изготовление с детьми игрушек из природного материала»
статья (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Файзулина

Предлагаю вам статью «Изготовление с детьми игрушек из природного материала» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми 6-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателям старшей и подготовительной группы. В статье раскрываются возможности детей, сблизится с природой посредством работы с природным материалом, формирование трудовых навыков и бережного отношения к труду других, а также, какое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материал по ручному труду43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Изготовление с детьми игрушек из природного материала»

Автор: Файзулина Юлия Николаевна, воспитатель ФГБДОУ «Детский сад № 84»,    г.Новосибирск

Описание материала: Предлагаю вам статью «Изготовление с детьми игрушек из природного материала» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми 6-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателям старшей и подготовительной группы. В статье раскрываются возможности детей, сблизится с природой посредством работы с природным материалом, формирование трудовых навыков и бережного отношения к труду других, а также, какое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка.

Работа с природным материалом заключает в себе больше возможности сближения ребёнка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. 

Во время прогулок, экскурсий рекомендуется собирать с детьми шишки, жёлуди, различные ветки, ягоды, интересные сухие растения, камешки, ракушки, стебли растений. Затем дети в группе рассматривают собранный материал, перебирают его, ощупывают, обследуют. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала: орехи круглые, бугристые, коричневые; жёлуди – гладкие, блестящие;  

рогоз – коричневый, мягкий, цилиндрический.

  1. Встреча с природой расширяет представления детей об окружающем мире, учит их вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Изготовление поделок из природного материала способствует подготовке руки ребёнка к письму, так ка в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, становится более точной, а пальцы – гибкими.
  2. Ручной труд способствует развитию сенсорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
  3. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка. Вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем идёт показ рисунка или фотографии игрушки, которую надо сделать, а затем уже дети по заданию или собственному замыслу изготавливают эту игрушку.
  4. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
  5. Поделки из природного материала удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
  6. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде – очень важны для общего развития ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
  7. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Когда ребёнок в процессе работы сталкивается с трудностями, он пытается их самостоятельно разрешить.
  8. В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребёнок чувствует радость от личного участия в общем деле.
  9. В данном виде труда есть возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок дети сталкиваются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
  10. Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛОК?

Природный материал:

  1. Шишки
  2. Хвоя
  3. Орехи (лесные, кедровые, скорлупа грецких орехов)
  4. Каштан
  5. Жёлуди
  6. Кора (берёзовая, сосновая)
  7. Ветки
  8. Корни
  9. Листья
  10. Смена
  11. Ягоды шиповника, рябины
  12. Кукурузные початки
  13. Солома
  14. Трава, мох
  15. Птичьи перья
  16. Ракушки
  17. Камешки

Дополнительный материал:

  1. Бумага                                          5. Нитки
  2. Фольга                                         6. Клей
  3. Пластилин                                    7. Цветные лоскуты
  4. Проволока

Инструменты:

  1. Шило
  2. Ножницы
  3. Нож (маленький с тупым концом)
  4. Иголка                                               8. Кисточки
  5. Простой карандаш                           9. Стека
  6. Краски
  7. Плоскогубцами, клещами, сверлом – пользуется ТОЛЬКО воспитатель.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. Установление поэтапной последовательности её изготовления и планирование хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).
  5. Изготовление игрушки.
  6. Анализ и оценка изделия.

Работу с природным материалом в детском саду организуют как на занятиях, так и через совместную деятельность. Обучать детей этому виду деятельности лучше по подгруппам. Так воспитатель имеет возможность видеть каждого ребёнка и ему легче осуществлять индивидуальную помощь, контроль за действиями ребят.

Игрушки из бересты и рогоза может мастерить одновременно вся группа детей, так как этот материал готовит в основном воспитатель.

Изготовление игрушек из соломы, ракушек лучше организовать по подгруппам, так как это более сложные игрушки и воспитателю трудно осуществлять контроль за действиями всех детей.

 Итоговую оценку проводят со всеми детьми и по подгруппам. В начале года воспитатель намечает подгруппы детей с учётом их желаний, индивидуальных способностей, навыков. Помогает распределить обязанности, кто какую часть работы будет выполнять, а с третьего квартала можно делать этот самостоятельно.

Как создаётся игрушка?

  1. Самый простой и доступный способ соединения частей поделки выполняется пластилином.
  2. Более сложный и более прочный способ соединения частей – склеивание. Кисточкой набирают клей и смазывают места соединения.
  3. Соединение частей игрушки можно осуществлять при помощи веточек, спичек, палочек, используя шило. Старшие дети выполняют эту работу только под контролем взрослого.
  4. Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно в работе с соломой).

В уголке труда должны быть представлены образцы поделок, разные виды природного материала, который хранят в специальных коробках или мешках. Удобнее хранить материал по видам и размеру.

На начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал.

Можно рекомендовать сделать детям несложную игрушку самостоятельно из имеющегося материала в свободное время, выполнять её дома совместно с родителями, а затем устроить выставку таких работ в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"

В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...

Ручной труд. Изготовление игрушек из природного материала. Цикл игр- занятий.

  Сказочна  и богата природа. Какие разнообразные чувства пере­полняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и т...

Консультация для родителей "Изготовление игрушек из природного материала"

Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. И пу...

Из опыта работы. «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности).

Привычка безопасного поведения на дорогах, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми конкретных умений и навыков поведения на дорога...

Консультация для родителей «Изготовление игрушек из природного материала как одна из форм общения с природой»

Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. ...