Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Карпова Марина Николаевна

В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него получаются довольно забавные поделки, которые можнго использовать в театральной деятельности и как украшения, например, на елку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области  структурное подразделение, реализующее образовательные программы дошкольного образования «Детский сад №44»

Мастер класс

Тема: «Формирование художественно-эстетических способностей детей

 посредством  изготовления поделок и  игрушек из бросового материала»

                                                                       

                                                                            Воспитатель: Карпова М.Н.

г. Сызрань 2018 г.

Эпоха триумфа одноразовых вещей, в которой мы все сейчас пребываем, отучила нас предпринимать какие-либо действия для того, чтобы хоть немного продлить жизнь окружающих нас предметов. Порвалось — выкинули, поломалось — купили новое, вышло из моды — на свалку. Это касается практически всего, даже довольно дорогих вещей, которые могли бы ещё служить нам годы и годы. А значит, от обычной человеческой жизни остается мусор. Постепенно количество мусора увеличивается, сейчас его стало так много, что он мешает жить. С другой стороны, человек все больше раскрепощается, становится творческой личностью, дизайнером. Для художественного самовыражения ему нужны новые, интересные и необычные материалы.

     С 1879 года началось производство туалетной бумаги с картонными рулончиками внутри. Именно тогда все люди разделились на тех, кто такие рулончики после использования выбрасывает и тех, кто, наоборот, собирает не только у себя, но и у всей родни, знакомых и соседей.  Если кто-то удивлен, кому понадобилась такая глупость, то предложенная в этой работе подборка идей – для них.

  На рулончики предлагаю смотреть немного шире и принимать во внимание не только втулки от туалетной бумаги, но и от бумажных полотенец, упаковочной бумаги для подарков, фольги, пищевой пленки и т.д.

    Картонная гильза (трубочка, цилиндр) изготавливается методом навивки и склеивания картонной ленты.  Параметры (толщина, ширина, плотность) картонной ленты образуют втулку различного цвета и прочности  для дальнейшей навивки туалетной бумаги, бумажных полотенец и других материалов санитарно-гигиенического предназначения, скотча, пленок, фольги, линолеума. Втулка не сминается под давлением  и не деформирует рулон. Внутренний слой картонной втулки может быть цветным, под дизайн упаковки. Далее на картонные гильзы производится навивка материалов и нарезка на отдельные рулоны.

     Большинство трубочек делается из картона разной толщины и плотности или из бумаги. Их легко можно склеить, разрезать, смять. Можно использовать практически любой клей! Кроме того, в трубочки можно втыкать булавки, деревянные палочки типа зубочисток, их можно протыкать насквозь и создавать основу для последующих прикреплений.

       Трубочки можно красить или обклеивать цветной бумагой. На них можно наклеивать детали или украшения. Дальше следует раскрашивать, наклеивать узоры и присоединять детали: всовывать в сделанные отверстия, продевать насквозь, вставлять и укреплять при помощи клея, липкой лентой или стиплера. Это могут быть как части постройки (крыша, навес, балкон, крыльцо, замок), так и функциональные элементы, на которых будут крепиться иные детали (проволока, на которую будут надеты какие-то формы), а также просто украшения, как объемные, так и плоскостные.

Трубочки могут катиться и устойчиво стоять (поэтому из них можно мастерить вертикальные поделки). Главное достоинство трубочек от туалетной бумаги в том, что они достаточно устойчивы на поверхности ствола и напоминают какую-нибудь основную форму – столб, тело человека.

Это значит, что они могут быть преобразованы в разные другие вещи, имеющие вертикальную форму. Например, стать стволом для дерева, мачтой для флага, игрушечной свечкой, башней, ракетой, маяком. А находясь в горизонтальном положении, трубочки превращаются в удлиненные фигурки и могут стать огурцом, самолетом, рыбой, обыкновенной лодкой, автомобилем.

       Из втулок делают различные поделки для декора помещения. Можно создать цветы, которые послужат трафаретом для рисования на стенах краской. А можно просто использовать такие цветы для декора. Нарезаем полосками в один сантиметр шириной и пальцами придаем узкую форму, создавая лепестки. Соединяем по несколько лепестков - три, четыре, пять или шесть - сколько вашей душе угодно. Такие цветы мы можем расположить по одной части стены - например, начиная с уголка. Вообще, рисунок может быть любым. Цвет так же можно расположить хаотично. В любом случае будет красиво и оригинально.

   Творческая задача перед детьми. Такие минутные произведения искусства необязательно хранить, но в процессе выполнения этих комбинаций, мы формируем пространственное мышление, развивается геометрическое чутье, художественный вкус, знание физических свойств веществ, техническая смекалка.

      Ребятам предлагаются самим решать проблемы, такие, как соединить предметы, как что-то приклеить на покатую плоскость, как сделать модель подвижной. Они откроют законы механики и сопротивления материалов. За каждой вещью стоит своя история, и она влияет на восприятие нового художественного образа. Создавая поделки из бросового материала, дети очищают окрестности от мусора.

   

Цель:

- познакомить педагогов  с оригинальными идеями по эффективному использованию картонных рулонов от туалетной бумаги.

- повышение профессионального мастерства и обмен опытом по изготовлению поделок  из картонных рулонов от туалетной бумаги.

Задачи:

-Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах;

-Развивать динамические пространственные представления: умение мысленно измерять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;

-Развивать мышление: овладение обобщенными способами конструирования (комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и др.) и самостоятельное их использование;

-Развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т.п.), творчество, интеллектуальную инициативу.

Материал и оборудование: картонные рулончики от туалетной бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, трафареты мелких деталей, образцы изготовленных животных.

 

Ход мастер класса:

Вводный этап.

Хотелось бы рассказать об  интересном занятии для детей и взрослых и поделиться своим опытом.

Изготовление разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности

Принцип изготовления игрушек одинаков: берется одна втулка, оклеивается цветной бумагой, а затем приклеиваются мелкие детали.

А благодаря тому,  что дети делают все своими руками, развивается не только мелкая моторика, но и обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно – двигательная координация, воображение и творческие способности.

У нас получаются  небольшие  шедевры, которые  я  представляю  вашему вниманию.

ПАВЛИН

БОЖЬЯ КОРОВКА

ЛЯГУШОНОК

СЛОН

БЕЛКА

ЦВЕТОК

ЧАШКИ ДЛЯ КУКОЛ

    Основной этап.  

Сейчас я хочу вас познакомить со способом изготовления игрушки «Павлин»

       Для поделки из туалетной втулки нам понадобятся: одна втулка от туалетной бумаги; двусторонняя цветная бумага самых разных расцветок; линейка, клей, карандаш, черный фломастер, ножницы.

 Я взяла голубую бумагу для туловища, желтую для лапок, клюва и нескольких полос в хвосте. А также красную, зеленую и синюю для создания яркого павлиньего хвоста.      

     Использовала покупные глаза для игрушек, так же можно изготовить из бумаги
1.  Измерьте длину и ширину втулки и перенесите данные на голубую бумагу, которой мы обклеим туловище павлина. Для этого можно использовать линейку или еще проще – обвернуть втулку бумагой и отметить карандашиком данные.

2. Для хвоста понадобятся тонкие разноцветные полосы бумаги. Я отрезала полосу шириной 1 см, а длина ее соответствовала узкой стороне бумаги.

3. Нарезала много разноцветных полос. Здесь точность количества не имеет значение, думаю, что можно было бы и побольше.

4. Далее нарисуйте лапки, попросту небольшую полосу, шириной 1 см с ответвляющимися двумя полосками такой же ширины и закругленными кончиками.

5. Сложите бумагу вдвое и вырежьте сразу два полностью симметричные лапки. Отрежьте ромб – клюв

6 .Теперь у нас все составляющие павлина. Приступаем к сборке

7. Обклейте подготовленной голубой бумагой втулку – туловище будущего павлина.

8. Сложите разноцветные полосы вдвое, только не сильно прижимайте и склейте кончики. Должны получиться подобия капелек.

9.  Нанесите на стыке втулки, которая будет задней частью павлина, клей.

10.  Приклейте каплевидные разноцветные полосы, начиная снизу. 

11. Используйте все полосы, чередуя их цвета. Получится вот такой яркий хвост.

12. Приклейте глаза. Согните желтый ромбик и приклейте только одну его сторону. Получится приоткрытый клюв.

 

13. Приклейте лапки внутри втулки.

Павлин из туалетной втулки готов.

 Это отличная поделка, такие игрушки дети могут использовать в театральной деятельности и как новогоднее украшение на елку.


Рекомендую вам использовать бумажные втулки в творчестве детей, потому что она не оставит никого равнодушным и захватит Вас творческими идеями, которые можно воплотить в жизнь и смастерить веселые поделки.

Заключительный этап.

Думаю, что коллеги с удовольствием возьмут себе на заметку этот вид деятельности и воплотят его в жизнь со своими воспитанниками.

Творческих успехов вам! Творите с увлечением!




Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области  структурное подразделение, реализующее образовательные программы дошкольного образования «Детский сад №44»

Мастер класс

Тема: «Формирование художественно-эстетических способностей детей

 посредством  изготовления поделок и  игрушек из бросового материала»

                                                                       

                                                                            Воспитатель: Карпова М.Н.

г. Сызрань 2018 г.

Эпоха триумфа одноразовых вещей, в которой мы все сейчас пребываем, отучила нас предпринимать какие-либо действия для того, чтобы хоть немного продлить жизнь окружающих нас предметов. Порвалось — выкинули, поломалось — купили новое, вышло из моды — на свалку. Это касается практически всего, даже довольно дорогих вещей, которые могли бы ещё служить нам годы и годы. А значит, от обычной человеческой жизни остается мусор. Постепенно количество мусора увеличивается, сейчас его стало так много, что он мешает жить. С другой стороны, человек все больше раскрепощается, становится творческой личностью, дизайнером. Для художественного самовыражения ему нужны новые, интересные и необычные материалы.

     С 1879 года началось производство туалетной бумаги с картонными рулончиками внутри. Именно тогда все люди разделились на тех, кто такие рулончики после использования выбрасывает и тех, кто, наоборот, собирает не только у себя, но и у всей родни, знакомых и соседей.  Если кто-то удивлен, кому понадобилась такая глупость, то предложенная в этой работе подборка идей – для них.

  На рулончики предлагаю смотреть немного шире и принимать во внимание не только втулки от туалетной бумаги, но и от бумажных полотенец, упаковочной бумаги для подарков, фольги, пищевой пленки и т.д.

    Картонная гильза (трубочка, цилиндр) изготавливается методом навивки и склеивания картонной ленты.  Параметры (толщина, ширина, плотность) картонной ленты образуют втулку различного цвета и прочности  для дальнейшей навивки туалетной бумаги, бумажных полотенец и других материалов санитарно-гигиенического предназначения, скотча, пленок, фольги, линолеума. Втулка не сминается под давлением  и не деформирует рулон. Внутренний слой картонной втулки может быть цветным, под дизайн упаковки. Далее на картонные гильзы производится навивка материалов и нарезка на отдельные рулоны.

     Большинство трубочек делается из картона разной толщины и плотности или из бумаги. Их легко можно склеить, разрезать, смять. Можно использовать практически любой клей! Кроме того, в трубочки можно втыкать булавки, деревянные палочки типа зубочисток, их можно протыкать насквозь и создавать основу для последующих прикреплений.

       Трубочки можно красить или обклеивать цветной бумагой. На них можно наклеивать детали или украшения. Дальше следует раскрашивать, наклеивать узоры и присоединять детали: всовывать в сделанные отверстия, продевать насквозь, вставлять и укреплять при помощи клея, липкой лентой или стиплера. Это могут быть как части постройки (крыша, навес, балкон, крыльцо, замок), так и функциональные элементы, на которых будут крепиться иные детали (проволока, на которую будут надеты какие-то формы), а также просто украшения, как объемные, так и плоскостные.

Трубочки могут катиться и устойчиво стоять (поэтому из них можно мастерить вертикальные поделки). Главное достоинство трубочек от туалетной бумаги в том, что они достаточно устойчивы на поверхности ствола и напоминают какую-нибудь основную форму – столб, тело человека.

Это значит, что они могут быть преобразованы в разные другие вещи, имеющие вертикальную форму. Например, стать стволом для дерева, мачтой для флага, игрушечной свечкой, башней, ракетой, маяком. А находясь в горизонтальном положении, трубочки превращаются в удлиненные фигурки и могут стать огурцом, самолетом, рыбой, обыкновенной лодкой, автомобилем.

       Из втулок делают различные поделки для декора помещения. Можно создать цветы, которые послужат трафаретом для рисования на стенах краской. А можно просто использовать такие цветы для декора. Нарезаем полосками в один сантиметр шириной и пальцами придаем узкую форму, создавая лепестки. Соединяем по несколько лепестков - три, четыре, пять или шесть - сколько вашей душе угодно. Такие цветы мы можем расположить по одной части стены - например, начиная с уголка. Вообще, рисунок может быть любым. Цвет так же можно расположить хаотично. В любом случае будет красиво и оригинально.

   Творческая задача перед детьми. Такие минутные произведения искусства необязательно хранить, но в процессе выполнения этих комбинаций, мы формируем пространственное мышление, развивается геометрическое чутье, художественный вкус, знание физических свойств веществ, техническая смекалка.

      Ребятам предлагаются самим решать проблемы, такие, как соединить предметы, как что-то приклеить на покатую плоскость, как сделать модель подвижной. Они откроют законы механики и сопротивления материалов. За каждой вещью стоит своя история, и она влияет на восприятие нового художественного образа. Создавая поделки из бросового материала, дети очищают окрестности от мусора.

   

Цель:

- познакомить педагогов  с оригинальными идеями по эффективному использованию картонных рулонов от туалетной бумаги.

- повышение профессионального мастерства и обмен опытом по изготовлению поделок  из картонных рулонов от туалетной бумаги.

Задачи:

-Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах;

-Развивать динамические пространственные представления: умение мысленно измерять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;

-Развивать мышление: овладение обобщенными способами конструирования (комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и др.) и самостоятельное их использование;

-Развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т.п.), творчество, интеллектуальную инициативу.

Материал и оборудование: картонные рулончики от туалетной бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, трафареты мелких деталей, образцы изготовленных животных.

 

Ход мастер класса:

Вводный этап.

Хотелось бы рассказать об  интересном занятии для детей и взрослых и поделиться своим опытом.

Изготовление разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности

Принцип изготовления игрушек одинаков: берется одна втулка, оклеивается цветной бумагой, а затем приклеиваются мелкие детали.

А благодаря тому,  что дети делают все своими руками, развивается не только мелкая моторика, но и обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно – двигательная координация, воображение и творческие способности.

У нас получаются  небольшие  шедевры, которые  я  представляю  вашему вниманию.

ПАВЛИН

БОЖЬЯ КОРОВКА

ЛЯГУШОНОК

СЛОН

БЕЛКА

ЦВЕТОК

ЧАШКИ ДЛЯ КУКОЛ

    Основной этап.  

Сейчас я хочу вас познакомить со способом изготовления игрушки «Павлин»

       Для поделки из туалетной втулки нам понадобятся: одна втулка от туалетной бумаги; двусторонняя цветная бумага самых разных расцветок; линейка, клей, карандаш, черный фломастер, ножницы.

 Я взяла голубую бумагу для туловища, желтую для лапок, клюва и нескольких полос в хвосте. А также красную, зеленую и синюю для создания яркого павлиньего хвоста.      

     Использовала покупные глаза для игрушек, так же можно изготовить из бумаги
1.  Измерьте длину и ширину втулки и перенесите данные на голубую бумагу, которой мы обклеим туловище павлина. Для этого можно использовать линейку или еще проще – обвернуть втулку бумагой и отметить карандашиком данные.

2. Для хвоста понадобятся тонкие разноцветные полосы бумаги. Я отрезала полосу шириной 1 см, а длина ее соответствовала узкой стороне бумаги.

3. Нарезала много разноцветных полос. Здесь точность количества не имеет значение, думаю, что можно было бы и побольше.

4. Далее нарисуйте лапки, попросту небольшую полосу, шириной 1 см с ответвляющимися двумя полосками такой же ширины и закругленными кончиками.

5. Сложите бумагу вдвое и вырежьте сразу два полностью симметричные лапки. Отрежьте ромб – клюв

6 .Теперь у нас все составляющие павлина. Приступаем к сборке

7. Обклейте подготовленной голубой бумагой втулку – туловище будущего павлина.

8. Сложите разноцветные полосы вдвое, только не сильно прижимайте и склейте кончики. Должны получиться подобия капелек.

9.  Нанесите на стыке втулки, которая будет задней частью павлина, клей.

10.  Приклейте каплевидные разноцветные полосы, начиная снизу. 

11. Используйте все полосы, чередуя их цвета. Получится вот такой яркий хвост.

12. Приклейте глаза. Согните желтый ромбик и приклейте только одну его сторону. Получится приоткрытый клюв.

 

13. Приклейте лапки внутри втулки.

Павлин из туалетной втулки готов.

 Это отличная поделка, такие игрушки дети могут использовать в театральной деятельности и как новогоднее украшение на елку.


Рекомендую вам использовать бумажные втулки в творчестве детей, потому что она не оставит никого равнодушным и захватит Вас творческими идеями, которые можно воплотить в жизнь и смастерить веселые поделки.

Заключительный этап.

Думаю, что коллеги с удовольствием возьмут себе на заметку этот вид деятельности и воплотят его в жизнь со своими воспитанниками.

Творческих успехов вам! Творите с увлечением!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Снеговик" (конструирование из бросового материала).

Данный материал был разработан с целью обучения детей 4-5 лет конструированию из нетрадиционного материала....

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

Из опыта работы. «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности).

Привычка безопасного поведения на дорогах, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми конкретных умений и навыков поведения на дорога...

Проект «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности по ПДД).

Авторы: Самодолова Наталья Сергеевна и Леонтьева Татьяна Владимировна, воспитатели МДОУ № 1 «Аленушка» г. Тейково.Вид проекта: творческий, познавательныйСрок реализации проекта: март ...

Изготовление поделок с родителями из бросового материала "Зимний цветок"

Короткие дни, очень длинные ночи,унылая флора, бесцветностью фон.Зима настроение грустью упрочит,от зимних цветов на душе - комильфо....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала"

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала" раскрывает особенности  конструирования детей ...

Педагогический проект"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала"

Данный проект предназначен для родителей  детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. Он раскрывает методику конструирования  из бросового материала ,осбоенности воспитательно-о...