Главные вкладки

    Статья "Нетрадиционная техника рисования: Рисование ладошкой и пальчиками"
    статья (младшая, средняя группа)

    Чупринина Ульяна Геннадьевна

    Детям младшего дошкольного возраста ещё трудно справляться с кисточкой для рисования. и мир творчества им могут раскрыть их собственные ладошки и пальчики. А мы, взрослые, можем им в этом помочь!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционная техника рисования «Рисуем ладошкой и пальчиками»

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

    Детям младшего дошкольного возраста еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику руки, способствует развитию речи. Второе преимущество такого рисования - творческая свобода. Рисуя руками маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т. е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета.

    Для маленьких детей такой вид творчества является не только полезным времяпрепровождением, с точки зрения развития мелкой моторики, аккуратности и внимательности, но и возможностью укрепить психоэмоциональную связь с взрослым.

    Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния.

    Во время рисования дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией». Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру.

    Например, фиолетовые отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии.

    А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик.

    Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг!

     А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

    Ладошкой можно, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

    Рисунки ладошками для малышей создаются по специальной технике, разработанной педиатрами, логопедами и психологами в соответствие с особенностями детской психики на определенном этапе развития маленького человека.

    Техника рисования:

    1. Ребенок опускает пальчик в гуашь и наносит на бумагу точки.
    2. Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу.
    3. Не обязательно раскрашивать ладони в один тон. Цветов может быть много: разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках.
    4. Чтобы получить интересные фигуры, некоторые пальцы можно подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе.
    5. По окончании творческого занятия ладошки вытирают влажной салфеткой или моют под краном с мылом.

    Чтобы отпечаток ладошки «ожил», его нужно дополнить глазками, ушками, листочками или другими деталями согласно теме занятия. О том, как с помощью ладошки и пальчиков получить изображения разных персонажей, читайте далее – в разделе, соответствующем возрастной группе вашего ребенка.

    Если ребенок не хочет пачкать руки краской, а пользоваться кисточкой в силу возраста не умеет, можно предложить ему использовать в творчестве трафарет.

    Трафарет детской ладошки можно создать так:

    1. Расположить руку ребенка в центре рабочей поверхности.
    2. Обвести контур кисти, соблюдая расстояние между пальцами.
    3. Вырезать шаблон.

    Использовать его можно как в создании рисунков, так и во время работы над аппликацией.

    Чтобы творческое занятие прошло интересно и принесло максимум удовольствия и пользы, рекомендуется включить в него элементы игры:

    • Загадать загадку и попросить нарисовать ответ ладошкой. Пример: Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
    • Прочитать детям сказку, а затем предложить изобразить полюбившегося героя. Пример: «Лиса и козел», «Как лиса с овцой волка наказали», «Теремок».
    • Организовать коллективное рисование. Дети могут вместе нарисовать солнышко или подводное царство. Для этого каждый делает ручкой отпечаток-лучик или отпечаток-рыбку.

    Рисуем ладошками с детьми 4–5 лет

    В младшей и средней группе рисование ладошками может быть дополнено рисованием пальчиками. Если тема зимняя, то точечными отпечатки рисуют снег, морская – подводные камушки. Пальчиками можно нарисовать ствол дерева, глаза, рот. Отпечатки также хорошо использовать для аппликаций.

    Как нарисовать гусеницу в младшей группе:

    1. Попросите детей нанести на ладошку зеленую краску.
    2. Расположив альбомный лист горизонтально, следует сделать первый отпечаток.
    3. Затем листок переворачивается вверх ногами и рядом ставится еще 3 отпечатка.
    4. Следующий этап – украшение гусеницы. Нужно перевернуть рисунок обратно. На первом отпечатке дети пальчиком рисуют глазки и рот, на последующих – яркие сапожки на ножках гусеницы.

     Гусеница, нарисованная отпечатками детских ладоней

    Какие еще картинки можно нарисовать:


    Животные, нарисованные с помощью отпечатков ладоней

    Дети дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, использует жизнерадостные. Красота! Давая ребенку возможность все ощутить и попробовать самому, мы расширяем у детей познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой с мылом, салфеткой. А подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

    Источники:1. maam.ru, Наталья Григорьевна «Нетрадиционная техника рисования «Рисуем ладошками»;

    2. https://razvivashka.online/tvorchestvo/risovanie-ladoshkami

    3. https://handsmake.ru/risunki-ladoshkami-dlya-malyshey.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытого занятия по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой и рисование пальчиками

    открытого занятия по нетрадиционной технике рисованияотпечаток ладошкой и рисование пальчиками  средняя группа...

    Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

    Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...

    Отпечатки ручек и ножек. Рисуем ладошками. Необычные способы рисования. Нетрадиционные техники рисования. Рисование для малышей. Креативное рисование. Рисуем пальчиками.

    Рисование пальчиковыми красками. Рисование для малышей. Рисование с детьми раннего возраста. Рисование ладошками Отпечатки ручек и ножек. Рисуем ладошками. Необычные способы рисования. Нетрадицио...

    Развитие речи детей среднего возраста при помощи техники нетрадиционного рисования ( рисование на манной крупе) НОД "Такая разная осень"

    Цель: развитие речи детей 4-5 лет посредством развития  мелкой моторики при помощи техники нетрадиционного рисованияЗадачи: Образовательные:-учить составлять небольшой рассказ, используя наглядно...